Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1.1. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в сфере образования
Раздел подготовлен Министерством образования и науки Российской Федерации
I. Формирование перечня государственных (муниципальных) услуг
Формирование перечня услуг является базовым условием реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - федеральный закон 83-ФЗ). Перечни услуг включают показатели качества, единицы измерения объема, категории потребителей, группы учреждений, оказывающих данные услуги (выполняющих работы).
В целях реализации положений Федерального закона высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть выбран один из двух рекомендуемых подходов: первый предполагает формирование единого перечня услуг, второй заключается в двухуровневой структуре перечня - формировании отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг.
Дошкольные и общеобразовательные учреждения
При разработке отраслевого перечня услуг*(19) в сфере образования, целесообразно ориентироваться на рекомендованный отраслевой перечень услуг, при этом рекомендованный отраслевой перечень может быть расширен, дополнен в случае, если это необходимо, по мнению органа государственной власти, органа местного самоуправления осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее - учредителя). При этом следует учитывать, что Перечень услуг должен включать:
услуги, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с учетом типа и вида образовательного учреждения;
услуги, не противоречащие основным видам деятельности, предусмотренным учредительными документами образовательного учреждения.
Вместе с тем, при формировании ведомственного перечня услуг стоит обратить внимание, что образовательное учреждение - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Таким образом, в рамках формирования Перечня услуг, оказываемых образовательными учреждениями в соответствии с их типами и видами должны быть отнесены следующие услуги:
реализация образовательных программ дошкольного образования;
реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
реализация общеобразовательных программ дошкольного образования;
содержание и воспитание обучающихся.
При формировании показателей качества государственных (муниципальных) услуг следует учитывать также тип и вид образовательного учреждения. Показатели качества оказания государственной услуги могут быть рассмотрены как общие, так и специальные.
К общим показателям качества предоставления государственной услуги по обучению, воспитанию и содержанию в образовательных учреждениях, независимо от их типа и вида могут быть отнесены:
укомплектованность кадрами;
наличие качественного педагогического состава;
доля педагогического состава, повысившего квалификацию;
наличие оснащенной библиотеки (методического кабинета) образовательного учреждения;
наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение;
наличие свободного доступа к ресурсам сети Интернет;
охват детей горячим питанием;
материально-техническое обеспечение;
применение и использование различных методик и технологий обучения (в том числе и инновационных);
отсутствие обоснованных жалоб обучающихся (воспитанников) и их родителей (законных представителей) на действия работников учреждения;
уровень освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
полноту реализации указанных программ;
уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования;
привлечение родителей к управлению образовательным учреждением.
К специальным показателям качества могут быть отнесены:
а) для образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования: качество присмотра и ухода за детьми, обеспечение их безопасности, сохранения и укрепления физического и психического здоровья; создание условий для различных видов деятельности детей - физической, познавательно-речевой, художественно-речевой - совместной со взрослым или самостоятельной, обеспечение социально-личностного развития каждого ребенка, укомплектованность кадрами, в том числе наличие логопеда и психолога, удовлетворенность родителей качеством образования, посещение детьми групп полного пребывания, соблюдения рациона питания, заболеваемость;
б) для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования - качество знаний (ГИА, ЕГЭ, промежуточная аттестация, результаты плановых и внеплановых проверок в рамках контроля качества подготовки), наличие органа самоуправления, количество детей участвующих в кружках, секциях, в различных конкурсах, смотрах и фестивалях в рамках реализации программ дополнительного образования;
в) для образовательных учреждений, реализующих услугу по содержанию и воспитанию (детские сады, кадетские школы, школы интернаты и др.) - количество детей участвующих в кружках, секциях; наличие детских объединений (организаций); наличие органа самоуправления;
г) создание современных условий обучения.
В качестве показателя объема (содержания государственной услуги) возможно, рассматривать количество обучающихся (воспитанников) общеобразовательных учреждений, количество детей посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также количество детей, посещающих кружки и секции в общеобразовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования, доля обучающихся в современных условиях.
Специальные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, образовательные учреждения дополнительного образования детей
Для образовательных учреждений дополнительного образования детей предусматривается услуга "Реализация образовательных программ дополнительного образования детей".
Рекомендуемыми показателями объема этой услуги являются*(20):
количество обучающихся по дополнительным образовательным программам по различным формам обучения (очной, очно-заочной, заочной);
количество образовательных программ дополнительного образования детей разной направленности, реализуемых в образовательных учреждениях;
количество педагогических работников учреждения, обеспечивающих реализацию образовательных программ дополнительного образования детей.
Рекомендуемые показатели, характеризующие качество услуги:
доля обучающихся, принявших участие в региональных массовых мероприятиях с обучающимися;
доля обучающихся, ставших победителями и призерами региональных мероприятий с обучающимися;
доля обучающихся, принявших участие во всероссийских массовых мероприятиях с обучающимися;
доля обучающихся, ставших победителями и призерами всероссийских массовых мероприятий с обучающимися;
доля родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой услуги.
Для образовательных учреждений, осуществляющих образование обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, наряду с услугами, связанными с реализацией образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования, в перечень предоставляемых услуг следует включать услугу "Реализация программы коррекционной работы". Это касается как образовательных учреждений, в которых получают образование только дети (граждане) с ограниченными возможностями здоровья (например, дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья), так и общеобразовательных и других обычных образовательных учреждений, обеспечивающих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве показателей объема услуги в этом случае могут рассматриваться*(21):
количество обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
количество педагогических и других работников учреждения, осуществляющих обучение, психолого-медико-педагогическое сопровождение и оказывающих техническую помощь обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве показателей, характеризующих качество услуги, могут использоваться:
доля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для которых в полном объеме созданы специальные условия для получения образования в образовательном учреждении;
доля родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенных условиями и качеством получения образования детьми;
доля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию.
В случае если психолого-медико-педагогическая комиссия, созданная и функционирующая на основании статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и приказа Минобрнауки России от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - ПМПК), является государственным (муниципальным) учреждением, либо создается на базе (является структурным подразделением) государственного (муниципального), в том числе, образовательного, учреждения, целесообразно выделение в качестве самостоятельной такой услуги как выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Рекомендуемые показатели объема услуги "Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания"*(22):
количество детей, проживающих на территории, обслуживаемой ПМПК;
количество детей, прошедших обследование в ПМПК;
количество родителей (законных представителей) детей, работников образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, которым ПМПК оказана консультативная помощь;
количество работников учреждения, обеспечивающих деятельность ПМПК.
Рекомендуемые показатели качества услуги:
доля выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, успешно освоивших образовательную программу (программы) в соответствии с данными ПМПК рекомендациями;
доля выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, в отношении которых заключение и рекомендации ПМПК по результатам повторного обследования не подтвердились;
доля родителей (законных представителей) детей, удовлетворенных условиями и качеством проведения обследования детей в ПМПК и данными ПМПК рекомендациями.
Для образовательных учреждений интернатного типа, с учетом положений пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании", рекомендуется выделять в качестве самостоятельной услуги содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В качестве показателей объема услуги в этом случае могут рассматриваться*(23):
количество детей, содержащихся и воспитывающихся в учреждении;
количество детей, находящихся на полном государственном обеспечении в учреждении;
количество педагогических и других работников учреждения, осуществляющих деятельность по содержанию и воспитанию детей.
Показателями, характеризующими качество услуги, могут являться:
количество случаев самовольного ухода воспитанников из учреждения;
количество правонарушений, совершенных воспитанниками;
количество случаев жестокого обращения с воспитанниками;
доля воспитанников, совершивших самовольный уход из учреждения;
доля воспитанников, в отношении которых выявлены случаи жестокого обращения в учреждении;
доля воспитанников, обеспеченных в полном объеме одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем в соответствии с нормативами;
доля родителей (законных представителей) воспитанников, удовлетворенных условиями и качеством содержания и воспитания детей.
Для ряда образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные услуги помимо услуг, связанных с реализацией программ общего и профессионального образования, коррекционной работы, содержанием и воспитанием детей.
Например, для специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа может быть предусмотрена услуга "Реализация программы реабилитации детей и подростков с девиантным поведением", для оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, - услуга "Реализация программы лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий для детей, нуждающихся в длительном лечении", показатели объема и качества которых рассчитываются по аналогии с вышеперечисленными услугами, с учетом соответствующей специфики.
С учетом положений законодательства Российской Федерации об опеке и попечительстве в перечень услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в установленных законом случаях другими образовательными учреждениями, могут быть включены услуги, связанные с осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
Согласно пункту 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
В связи с этим для образовательных учреждений, в которые дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещены под надзор на основании статей 123, 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, рекомендуется предусматривать услугу "Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предполагающую деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей, восстановлению нарушенных прав детей, представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.
Показателями объема услуги в этом случае могут служить*(24):
количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в учреждение;
количество работников учреждения, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей.
В качестве показателей, характеризующих качество услуги, могут использоваться:
доля детей, в отношении которых учреждением приняты необходимые меры по защите их прав и законных интересов;
доля детей, права которых нарушены в результате действий (бездействия) администрации и работников учреждения.
Законодательством Российской Федерации (часть четвертая статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве") предусмотрена возможность осуществления образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации), следующих отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан:
выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - подготовка).
Порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан организациями и порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий установлены соответственно постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" и приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Таким образом, в случае если государственная организация осуществляет в установленном порядке соответствующее полномочие органов опеки и попечительства, это следует отражать в перечне предоставляемых ей услуг.
Рекомендуемые показатели объема услуги "Выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей"*(25):
количество детей, проживающих на территории, обслуживаемой учреждением, в том числе, находящихся в социально опасном положении;
количество работников учреждения, осуществляющих деятельность по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.
Рекомендуемые показатели качества услуги:
количество рассмотренных устных и письменных обращений, поступивших в учреждение, содержащих сведения о детях, оставшихся без попечения родителей;
количество проведенных обследований условий жизни детей и их семей;
количество выявленных детей, в отношении которых учреждением было подготовлено заключение о необходимости признания их нуждающимися в установлении над ними опеки или попечительства;
доля выявленных детей, в отношении которых учреждением было подготовлено заключение о необходимости признания их нуждающимися в установлении над ними опеки или попечительства, над которыми были установлены опека или попечительство;
доля детей, которым в результате помощи, оказанной семье в соответствии с подготовленными учреждением рекомендациями о форме защиты прав и законных интересов ребенка, были созданы условия для нормального воспитания и развития в родной семье.
Рекомендуемые показатели объема услуги "Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах"*(26):
количество граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, обратившихся в организацию для прохождения подготовки;
количество граждан, обратившихся в организацию, получивших консультации по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
количество граждан, обратившихся в организацию, прошедших подготовку;
количество работников учреждения, осуществляющих подбор и подготовку граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
Рекомендуемые показатели качества услуги:
доля граждан, обратившихся в организацию, прошедших подготовку и получивших соответствующий документ о ее прохождении;
доля граждан, обратившихся в организацию и прошедших подготовку, принявших на воспитание в семью ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей;
доля граждан, обратившихся в организацию и прошедших подготовку, принявших на воспитание в семью ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, в отношении которых впоследствии было принято решение о возврате ребенка (детей) по инициативе граждан или органа опеки и попечительства;
доля граждан, обратившихся в организацию, удовлетворенных условиями и качеством предоставленной им услуги.
Содержащиеся в настоящем разделе рекомендации в части, касающейся деятельности образовательных учреждений, связанной с предоставлением услуг по содержанию и воспитанию, защите прав и законных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлением отдельных полномочий органов опеки и попечительства, могут использоваться при определении перечня услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями иной ведомственной принадлежности (в частности, учреждениями системы здравоохранения, учреждениями социального обслуживания), в случае если указанные учреждения являются в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или им переданы в установленном порядке соответствующие полномочия органов опеки и попечительства.
Профессиональное образование
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" образовательными учреждениями реализуются профессиональные образовательные программы следующих уровней:
- начального профессионального образования,
- среднего профессионального образования,
- высшего профессионального образования,
- послевузовского профессионального образования,
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната.
Таким образом, перечень государственных (муниципальных) услуг в сфере профессионального образования целесообразно представить с учетом утвержденных уровней и форм образования:
- реализация основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, получаемого в государственных образовательных учреждениях;
- реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования базовой подготовки;
- реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования углубленной подготовки;
- реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата);
- реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (программ подготовки специалиста);
- реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (программ магистратуры);
- реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура, интернатура)
- реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (ординатура);
- подготовка докторантов;
- реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (повышение квалификации) в объеме от 72 до 100 часов;
- реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (повышение квалификации) в объеме свыше 100 часов;
- реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (профессиональная переподготовка) в объеме свыше 500 часов;
- реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (профессиональная переподготовка) в объеме свыше 1000 часов;
Реализация программ высшего профессионального образования осуществляется по укрупненным группам специальностей и направлений (УГСН) подготовки, указанным:
- в Перечне направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", "магистр" (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2009 г., регистрационный номер N 15158) с изменениями, внесенными приказом Министерства и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 N 168 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный номер N 17016), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 856 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2010 г., регистрационный номер N 18418), в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст (для лиц, поступивших в образовательные учреждения до 1 января 2011 года).
- в Перечне направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 765 (для лиц, поступивших в образовательные учреждения после 1 января 2011 года), в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст (для лиц, поступивших в образовательные учреждения до 1 января 2011 года).
Рекомендуется формировать Перечень услуг в области профессионального образования в разрезе УГСН и форм обучения.
Показатели, характеризующие единицы измерения показателя объема (содержания) государственной услуги (работы) рекомендуется указывать число обучающихся в разрезе УГСН и форм обучения.
Показатели, характеризующие качество государственной услуги в сфере профессионального образования разного уровня предлагается формировать учредителю индивидуально, в том числе рекомендуется предусмотреть показатели качества: доля выпускников, работающих на одном месте по специальности не менее 3х лет (показатель Г), который рассчитывается по формуле Г= N1/N2?100, где N1 - число выпускников, работающих на одном месте по специальности не менее трех лет; N2 - общее число выпускников и подтверждается статистической отчетностью образовательного учреждения.
II. Анализ сети подведомственных учреждений, принятие решения о выборе типа государственного (муниципального) учреждения
Группа учреждений |
КУ |
БУ |
АУ |
Комментарии |
Дошкольные и общеобразовательные |
+ |
+ |
+ |
Рекомендуем при выборе оптимального типа государственного (муниципального) учреждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления руководствоваться Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539, распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1505-р и Проектом модельного нормативного правового акта (Постановления) Высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также утверждения уставов государственных учреждений субъекта Российской Федерации и внесения в них изменений", разработанного Минфином России. В основе выбора оптимального типа учреждения в сфере образования должны учитываться критерии: качество оказываемых услуг, доступность услуги для потребителя, и эффективность в использовании, конкуренция за выполнение государственного задания и за конечного потребителя услуг, возможность получения дохода, готовность руководства учреждения, подготовленность учреждения, его социальная значимость, наличие программы развития, анализ сети подведомственных учреждений, оптимизация сети. Необходимо отметить, что в любом случае, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение о выборе типа учреждения, однако, прежде чем принимать решение о выборе типа учреждения необходимо провести анализ сети подведомственных учреждений, выявить специфические черты всех типов учреждений и выбрать самый оптимальный для каждого конкретного учреждения. |
Специальные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся |
образовательные учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении |
Образовательные учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и медико-социальной помощи |
Не рекомендуем переводить в автономные учреждения, в связи с выраженной социальной направленностью, осуществляемой деятельности и особенностями контингента обучающихся |
|
Учреждения профессионального образования |
|
+ |
+ |
|
III. Управление имуществом (объем имущественных прав)
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учреждение владеет, пользуются имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538.
Виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений определяются:
в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений.
Рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определять виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено следующим образом:
Движимое имущество независимо от его балансовой стоимости:
необходимое для осуществления видов деятельности, определенных уставом автономных или бюджетных учреждений, отсутствие которого приведет к прекращению деятельности указанных учреждений, восполнение которого не представляется возможным в связи с уникальностью и (или) отсутствием достаточных средств у автономных или бюджетных учреждений на его приобретение;
необходимое для обеспечения безопасности содержания и эксплуатации ядерных, радиационных, химически и (или) биологически опасных объектов, а также содержания, охраны жизни и здоровья обучающихся и работников, воспитанников, в том числе для организации питания, медицинского обслуживания, отсутствие которого приведет к прекращению деятельности автономных или бюджетных учреждений, восполнение которого не представляется возможным в связи с уникальностью и (или) отсутствием достаточных средств у автономных или бюджетных учреждений на его приобретение;
отнесенное к исключительным правам.
Иное движимое имущество, без которого осуществление учреждениями предусмотренных их уставами основных видов деятельности будет существенно затруднено балансовой стоимостью менее 30 тыс. рублей.
IV. Определение нормативных затрат и расчет финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания
В соответствии Законом Российской Федерации "Об образовании" органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) самостоятельно устанавливают порядок финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных образовательных учреждений). При установлении порядка следует следовать положениям Федерального закона N 83-ФЗ, установленным для каждого типа государственного (муниципального) учреждения.
При этом расчеты нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) образовательных услуг рекомендуется определять расчетным путем*(27) для конкретного образовательного учреждения (индивидуально).
Для общеобразовательных учреждений - с учетом уровней общеобразовательных программ (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования).
Расчеты нормативных затрат рекомендуется регулярно уточнять, но не чаще одного раза в год.
В случае наличия утвержденных натуральных нормативов, характеризующих процесс оказания государственных (муниципальных) образовательных услуг, в том числе нормативов питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, норм потребления расходных материалов, нормативов затрат рабочего времени, типовых штатных расписаний, объемов снижения потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иных натуральных параметров оказания муниципальной услуги указанные натуральные нормативы используются при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) образовательных услуг.
К нормативным затратам на оплату труда педагогического персонала (педагогических работников), принимающих непосредственное участие в оказании образовательной услуги следует относить фонд заработной платы, начисления на оплату труда педагогического персонала (педагогических работников), премиальный и стимулирующий фонды.
Расчетная численность педагогического персонала (педагогических работников) образовательных учреждений рассчитывается исходя из соответственно контингента учащихся по формам обучения (количества учащихся (воспитанников)) и расчетных норм, установленных законодательством.
К нормативным затратам на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания образовательной услуги следует относить нормативные затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, учебников и учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров.
К иным нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием общеобразовательной услуги следует относить затраты на материальное обеспечение учащихся (социальные выплаты, расходы на обеспечение питанием, одеждой и др. определенных категорий детей, расходы на подвоз детей к образовательному учреждению и др.).
Для расчета нормативных затрат на содержание имущества в образовательных учреждениях рекомендуется:
в состав нормативных затрат на содержание имущества в образовательных учреждениях включать часть затрат на оплату коммунальных услуг и затраты на выплату налогов на имущество и земельный налог, в том числе и в период строительства объекта.
при наличии ассигнований на газоснабжение и котельно-печное топливо, данные расходы учитывать в нормативных затратах на оплату коммунальных платежей аналогично затратам на теплоснабжение.
V. Формирование государственных (муниципальных) заданий.
Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания
При формировании государственных (муниципальных) заданий рекомендуем руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 136н/526.
Используемые в государственном (муниципальном) задании формулировки государственных (муниципальных) услуг и показатели объема качества государственных (муниципальных) услуг должны быть идентичны формулировкам и показателям объема и качества государственных (муниципальных) услуг, указанным в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг. Государственное задание составляется на очередной финансовый год и плановый период.
Государственное (муниципальное) задание для образовательных учреждений формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения, учитывающими требования законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования (используемые в государственном (муниципальном) задании формулировки государственных (муниципальных) услуги и показатели объема и качества государственных муниципальных услуг должны быть идентичны формулировкам и показателям объема и качества государственных (муниципальных) услуг, указанным в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг).
Такими актами являются:
постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".
Для государственных услуг реализация основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования:
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";
- постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования";
- Федеральные государственные образовательные стандарты, утвержденные соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Для государственных услуг реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (базовой и углубленной подготовки):
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 4 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования";
- Федеральные государственные образовательные стандарты, утвержденные соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Для государственных услуг реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры):
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)";
- приказ Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. N 442 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования";
- Федеральные государственные образовательные стандарты, утвержденные соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации
Для государственных услуг реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования 9аспирантура) и подготовка докторантов:
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 "Об утверждении положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации".
Для государственных услуг реализация дополнительных профессиональных образовательных программ:
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации".
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
К публичным нормативным обязательствам относятся публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н "О Требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения"*(28), а также приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 ноября 2010 г. N 1095 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации".
Система контроля государственного (муниципального) задания должна быть ориентирована на проверку условий, заложенных в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечении выполнения государственного задания.
Объектом контроля является степень выполнения государственными (муниципальными) образовательными учреждениями государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг:
- объем выполнения государственного (муниципального) задания;
- соблюдение требований к качеству государственных (муниципальных) услуг;
- соблюдение порядка оказания государственных (муниципальных) услуг;
- иные параметры, указанные в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
VI. Формирование перечня платных услуг и тарифов на услуги
При формировании перечня платных услуг и тарифов на услуги в сфере образования необходимо обратить внимание на следующее. Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания.
В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "Об образовании" государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.
Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 (далее - Правила).
Согласно части 5 Правил, платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.
Требования к оказанию платных дополнительных образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон (пункт 6 Правил).
Кроме того, подпунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ) установлено, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания (устанавливаемого на выполнение федерального государственного образовательного стандарта), а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания приказ от 20 декабря 2010 г. N 1898 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания".
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
VII. Мониторинг реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ
В целях реализации Федерального закона N 83-ФЗ Минобрнауки России рекомендует разработать план мероприятий субъекта направленных на реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ с учетом положений существующего Плана мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. N 296-р и Плана мероприятий Минобрнауки России по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 245.
Минобрнауки России рекомендует проводить мониторинг реализации федерального закона N 83-ФЗ в целях осуществления контроля за выполнением государственными (муниципальными) образовательными учреждениями государственного (муниципального) здания на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Объектом мониторинга является степень выполнения государственными (муниципальными) образовательными учреждениями государственного (муниципального) здания на оказание государственных (муниципальных) услуг, а именно:
- объем выполнения государственного (муниципального) задания;
- соблюдение требований к качеству государственных (муниципальных услуг);
- соблюдения порядка оказания государственных (муниципальных) услуг;
- иные параметры, указанные в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.