Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 августа 2011 г. N 03-11-06/2/117
Вопрос: Дачное некоммерческое партнерство является собственником инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования, расположенного в границах территории Партнерства.
Имущество общего пользования Партнерства создавалось (приобреталось) за счет целевых поступлений членов Партнерства и имеет балансовую стоимость более 100 миллионов рублей. Расходы Партнерства на содержание указанного имущества общего пользования (техническое обслуживание, ремонт, уборка, охрана и т.п.) покрываются, в настоящее время, за счет членских взносов членов Партнерства.
Указанное имущество общего пользования Партнерства не подлежит амортизации в силу пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ, поэтому Партнерство имеет право применять и применяет упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" члены Партнерства имеют право добровольно выходить из Партнерства с одновременным заключением с Партнерством договоров о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования.
В случае добровольного выхода граждан из Партнерства Партнерство будет вынуждено заключать с ними возмездные договоры о порядке пользования и эксплуатации имущества общего пользования Партнерства для того, чтобы иметь возможность возмещать свои расходы на содержание указанного имущества.
В соответствии пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ одним из необходимых условий для признания имущества не подлежащим амортизации является его использование для осуществления некоммерческой деятельности.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что действующее законодательство не раскрывает содержания понятия "осуществление некоммерческой деятельности", просим разъяснить, является ли использование имущества общего пользования Партнерства его использованием для осуществления некоммерческой деятельности в случае заключения Партнерством возмездных договоров о порядке пользования и эксплуатации этого имущества с третьими лицами - владельцами земельных участков на территории Партнерства, в том числе, с бывшими членами Партнерства. При этом все денежные средства, поступающие в Партнерство по договорам о порядке пользования и эксплуатации имущества общего пользования Партнерства, наряду с членскими взносами будут направляться Партнерством исключительно на содержание указанного имущества.
Влечет ли заключение указанных возмездных договоров о порядке пользования и эксплуатации имущества общего пользования Партнерства признание этого имущества амортизируемым и, как следствие, невозможность применения Партнерством упрощенной системы налогообложения?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 01.07.2011 N 42 о возможности применять упрощенную систему налогообложения некоммерческим партнерством и сообщает следующее.
Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях указанного подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 256 Кодекса некоммерческие организации по амортизируемому имуществу, полученному в качестве целевых поступлений или приобретенному за счет средств целевых поступлений и используемому для осуществления некоммерческой деятельности, амортизацию не начисляют.
Для некоммерческих организаций действующими нормами главы 25 Кодекса установлен специальный порядок в отношении учета доходов и расходов по операциям получения и использования целевых поступлений на содержание и ведение ими уставной некоммерческой деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному данным пунктом. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Учитывая, что расходы, произведенные некоммерческими организациями за счет средств целевых поступлений, учитываются отдельно, для целей налогообложения прибыли они не могут быть учтены.
Поэтому, амортизируемое имущество, приобретенное некоммерческой организацией за счет целевых поступлений, для целей налогообложения прибыли организаций амортизации не подлежит. При этом не важно, для осуществления какой деятельности (некоммерческой или коммерческой) используется это имущество.
Таким образом, некоммерческое партнерство, у которого стоимость основных средств, приобретенных за счет целевых поступлений, превышает 100 млн. руб., вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации превышает 100 млн руб., то она не вправе применять УСН. Речь идет о средствах и активах, которые признаются амортизируемым имуществом и подлежат амортизации.
НКО по амортизируемому имуществу, полученному в качестве целевых поступлений или приобретенному за счет последних и используемому для осуществления некоммерческой деятельности, амортизацию не начисляют.
Соответственно, если стоимость основных средств некоммерческого партнерства, приобретенных за счет целевых поступлений, превышает 100 млн руб., то оно вправе применять УСН.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 августа 2011 г. N 03-11-06/2/117
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 4 октября 2011 г. N 19