Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 сентября 2011 г. N 03-08-05
Вопрос: В течение 2010 года Банк размещал депозиты в банк, зарегистрированный в Республике Польша. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша от 22 мая 1992 года "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" иностранный банк при выплате процентов по депозиту в качестве налогового агента удерживал налог с доходов Банка по ставке 10%.
На основании пункта 3 статьи 311 НК РФ Банк засчитал сумму налога, удержанного за пределами Российской Федерации, при расчете налога на прибыль организаций. Подтверждение налогового агента об уплате налога (Форма, предусмотренная законодательством Республики Польша) было предоставлено в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации.
Налоговая инспекция в рамках камеральной проверки требует предоставить копии платежных поручений, подтверждающих уплату налога с доходов Банка в бюджет Республики Польша в 2010 году налоговым агентом. Позиция налоговой инспекции сформулирована следующим образом: "учитывая, что НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих факт уплаты (удержания) налога налоговым агентом, в качестве такого документа может выступать письмо от налогового агента, подписанное уполномоченным лицом, с приложением платежного поручения о перечислении соответствующей суммы налога в бюджет иностранного государства".
По мнению Банка, вышеуказанное требование инспекции является неправомерным расширительным толкованием норм налогового законодательства, которые не требуют предоставления платежных поручений для целей пункта 3 статьи 311 НК РФ, если налог в иностранном государстве был уплачен налоговым агентом. При этом предоставленная налоговой инспекции форма, предусмотренная законодательством Республики Польша, является достаточным подтверждением факта уплаты (удержания) налога налоговым агентом, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, для подтверждения уплаты налога налоговая инспекция может воспользоваться правом, предусмотренным статьей 23 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша от 22 мая 1992 г. "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", а именно обратиться к компетентным органам Республики Польша.
Следует отметить, что подобный зачет налога Банк производил и в 2009 году на основании аналогичных документов. Такой зачет не встретил возражений со стороны налоговой инспекции. Учитывая, что редакция статьи 311 НК РФ с 2009 года не изменялась, в данном случае зачет налога на основании подтверждения налогового агента также представляется обоснованным.
В связи с изложенным, просим Вас пояснить, является ли правомерным требование налоговой инспекции о предоставлении платежных поручений об уплате налога в иностранном государстве, если налог был уплачен налоговым агентом.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос N 1908-1 от 19.08.2011 по вопросу подтверждения уплаты налога на территории иностранного государства и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
В связи с тем, что к форме и реквизитам документа, подтверждающего факт удержания налога налоговым агентом, Кодекс не предъявляет определенных требований, то, по мнению Департамента, налогоплательщик может представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога уплачена или удержана источником выплаты. Это могут быть документы по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также документы, составленные в произвольной форме. Документ, подтверждающий уплату налогов самой организацией, должен быть заверен налоговым органом соответствующего иностранного государства. При этом документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский язык.
Кроме того, налоговые органы при рассмотрении вопроса о возможности проведения процедуры зачета суммы налога на прибыль, удержанного в иностранном государстве, могут запросить дополнительные документы, необходимые им для проведения зачета.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате ею налога на прибыль в нашей стране.
Условие - налогоплательщик должен представить документ, подтверждающий уплату (удержание) налога за пределами России. Он заверяется налоговым органом соответствующего иностранного государства, если налог уплачен самой организацией. При этом документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский.
Факт удержания налога в соответствии с законодательством иностранных государств либо международным договором налоговыми агентами подтверждается ими же. НК РФ в этом случае не предъявляет определенных требований к форме и реквизитам соответствующего документа. По мнению Минфина России, налогоплательщик вправе представить любой документ, из которого следует, что сумма налога уплачена или удержана источником выплаты. Речь идет о составленных как по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, так и в произвольной.
Кроме того, налоговым органам при рассмотрении вопроса о возможности проведения процедуры зачета суммы налога, удержанного в иностранном государстве, предоставлено право запросить дополнительные документы, необходимые им для проведения зачета.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 сентября 2011 г. N 03-08-05
Текст письма официально опубликован не был