Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу применения нормы подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает следующее.
Согласно подпункту 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождена от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). При этом перечень таких услуг данной нормой Налогового кодекса не предусмотрен.
В связи с чем, при решении вопроса об освобождении от налогообложения НДС реализации услуг по обслуживанию воздушных судов, в частности эксплуатантов Российской Федерации, можно руководствоваться приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 (далее - приказ N 110), в котором приведен перечень установленных аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а также поименованы услуги, за которые они взимаются. Так, согласно положениям пункта 1 письма МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@, согласованного с Минтрансом России и Минфином России, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС сборы за услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации, включая аэронавигационное обслуживание, указанные в разделах II и III Приложения 1 "Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" к вышеуказанному приказу (далее - Приложение 1 к приказу N 110).
Реализация оказанных российскими налогоплательщиками вышеуказанных услуг иностранным эксплуатантам (местом реализации этих услуг с учетом нормы подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса признается территория Российской Федерации) также освобождена от налогообложения НДС по основанию подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. При этом, учитывая, что конкретный перечень таких услуг Налоговым кодексом не установлен, правомерным является применение приказа Федеральной службы воздушного транспорта России от 15.05.2000 N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации" (далее - приказ N 125), которым утвержден перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации, в котором указаны услуги, за которые они взимаются.
При решении вопроса об отнесении услуг, за которые взимаются тарифы за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации, предусмотренных в разделе IV Приложения 1 к приказу N 110, к услугам по обслуживанию воздушных судов, реализация которых освобождена от налогообложения НДС по вышеуказанному основанию, а также отнесения к последним услуг по наземному обслуживанию воздушных судов иностранных эксплуатантов, следует учитывать разъяснения Минтранса России от 09.10.2007 N 01-01-02/2675 (даны в адрес ФНС России).
Согласно указанным разъяснениям Минтранса России услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных в главах "Тарифы за обслуживание воздушного судна" (п.п. 4.11 - 4.13) и "Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна" (п.п. 4.14. - 4.17) раздела IV Приложения 1 к приказу N 110, являются услугами по обслуживанию воздушных судов.
По вопросу, касающемуся определения услуг по наземному обслуживанию воздушных судов иностранных эксплуатантов, Минтранс России разъяснил следующее.
Перечень и порядок формирования сборов за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в аэропортах Российской Федерации, в части оказания услуг по обеспечению взлет-посадки и авиационной безопасности, по предоставлению стоянки и пользование аэровокзалом, установлен приказом N 125. Услуги по наземному обслуживанию, которые не включены в приказ N 125, осуществляются в соответствии со Стандартным договором Международной организации воздушного транспорта (ИАТА) по аэропортовому обслуживанию.
При этом в целях определения услуг, непосредственно связанных с обслуживанием воздушных судов иностранных эксплуатантов и оказываемых в соответствии с приказом N 125 и Стандартным договором ИАТА по аэропортовому обслуживанию, Минтранс России считает целесообразным применять порядок, определенный письмом МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@ и вышеуказанное разъяснение в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов российских эксплуатантов.
С учетом изложенного, реализация оказанных российскими налогоплательщиками российским эксплуатантам услуг, за которые взимаются сборы, указанные в разделах II и III Приложения 1 к приказу N 110 и услуг, входящих в стоимостную основу тарифов, приведенных в разделе IV Приложения 1 к приказу N 110, а также иностранным эксплуатантам подобных услуг, если они согласно вышеизложенного относятся к услугам по воздушному обслуживанию судов, освобождается от налогообложения НДС по основанию подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.
Советник |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию воздушных судов, освобождена от НДС. Однако перечень таких услуг НК РФ не установлен.
Сообщается, что для целей применения указанной нормы кодекса можно руководствоваться приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110. В нем приведен перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов России в аэропортах и воздушном пространстве нашей страны, а также поименованы услуги, за которые они взимаются.
НДС не облагаются сборы за услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве нашей страны по обслуживанию воздушных судов эксплуатантов России, обозначенные в разделах II и III перечня. Также налог не взимается при предоставлении российским эксплуатантам услуг, входящих в стоимостную основу тарифов, приведенных в разделе IV перечня.
Подобные услуги для иностранных эксплуатантов не облагаются НДС, если они относятся к услугам по воздушному обслуживанию судов.
Письмо Федеральной налоговой службы от 14 октября 2011 г. N ЕД-4-3/17066 "О порядке применения нормы подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был