Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Заявитель оспаривал конституционность указанных постановлений, поскольку полагал, что характеристики введенного ими платежа, а именно: плательщики, ставка оплаты, порядок ее дифференциации, зачисление в Федеральный дорожный фонд, позволяют сделать вывод о том, что Правительством РФ фактически установлен новый вид налога, а значит, оно вышло за пределы своей компетенции. Таким образом, в данном деле оспариваемые акты подлежали проверке именно с точки зрения установленного Конституцией разграничения компетенции между Правительством РФ и Федеральным Собранием как законодательным органом. Ключевым вопросом в данном случае является природа платежа. Конституционный Суд пришел к выводу, что устанавливаемая Правительством РФ плата за перевозку тяжеловесных грузов по своей правовой природе не является налоговым платежом. Она отличается от него тем, что имеет специфическую цель - возмещение сверхнормативных расходов на восстановление дорожного полотна от ущерба, причиненного тяжеловесным транспортом. Размер платы индивидуализирован и плательщик получает здесь свободу выбора в виде возможности использовать автодороги соразмерно произведенной оплате или применить другой способ транспортировки груза. Кроме того данный платеж не изымается принудительно в виде налоговой недоимки, а ответственность наступает лишь в сфере административного законодательства. Суд признал указанные постановления не противоречащими Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ. Однако, это решение не было поддержано всеми судьями. Свое особое мнение высказал судья А.Л. Кононов. Он считает, что в данном случае Суд отошел от своей собственной, выработанной ранее, позиции. В качестве примера он упомянул аналогичные дела, рассматривавшиеся КС, где Суд признал подобные акты Правительства неконституционными. В частности, ранее были признаны неконституционными введенные Правительством сборы за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства, сбор за компенсацию затрат по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство.



Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы"



Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 30 июля 1998 г. N 143, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 30 ст. 3800, в журнале "Экспресс-Закон", октябрь 1998 г. N 41 - 42, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 1998 г., N 6