Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей областного суда Пшиготского А.И., Моисеевой Л.А.,
при секретаре Репкиной О.В.,
рассмотрела в судебном заседании 29 января 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Калачинскому району Омской области" - Кузнецовой Н.Н. на решение Калачинского городского суда Омской области от 29 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Признать наличие у Неделько В. М. права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных подп.3 п.5 ст.55 Закона РФ от " ... " N " ... " "Об образовании", как у педагогического работника, проработавшего в сельской местности не менее десяти лет.
Обязать Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района Омской области, включить Неделько В.М. в списки педагогов, на которых распространяются меры социальной поддержки для педагогов, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, направив подтверждение наличия данного права в КУ Омской области Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по " ... "".
Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Неделько В.М. обратился в суд с иском, указав, что является вышедшим на пенсию педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет. Ему незаконно отказано в предоставлении мер социальной поддержки. Просил признать наличие у него права на получение мер социальной поддержки, обязать Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района Омской области, включить его в списки педагогов, на которых распространяются меры социальной поддержки для педагогов, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, направив подтверждение наличия данного права в КУ Омской области Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Калачинскому району.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика - Комитета по образованию администрации Калачинского муниципального района Омской области - Курочкина В.Т. исковые требования не оспаривала, оставив их рассмотрение по существу на усмотрение суда.
Представитель ответчика - Казенного учреждения Омской области - "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Калачинскому району Омской области" - Кустова И.А. иск не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Калачинскому району Омской области" - Кузнецова Н.Н. просит решение суда отменить. Поскольку Неделько В.М. не является действующим сельским педагогическим работником, не является пенсионером, уволенным в связи с выходом на пенсию, а является уволенным по сокращению штатов, не входит в круг лиц, имеющих право на получение возмещения расходов в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не находит.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая приведенные процессуальные правила, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность принятого решения исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам и на соответствие судебного акта требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения.
В соответствии с ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не допущено.
Как установлено судом, Неделько В.М. работал в сельской местности с 15.11.1974 года учителем истории (с 13.09.1993 по 26.09.2000 - директором) во Львовской (ранее Красномаякской) школе. 31.10.2011 г. был уволен по основаниям, предусмотренным п. 2 ст.81 ТК РФ (по сокращению численности штата).
С 14.11.2011 г. встал на регистрационный учет в ГУ - Центр занятости населения г. Калачинска, откуда был снят 16.04.2012 г. в связи с назначением пенсии по старости по предложению органов службы занятости.
Педагогические работники образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии со ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании". Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. N5\12-22 утверждено Разъяснение "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), которым распространено вышеуказанное право на педагогических работников дошкольных учреждений.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании".
Учитывая, что порядок предоставления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, проработавших более 10 лет и вышедших на пенсию, не был разработан и принят, при этом имеющееся у данной категории лиц право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона, судебная коллегия полагает необходимым применение к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих пенсионеров. Кроме того, право на получение указанных льгот педагогами-пенсионерами не зависит от формы собственности сельского образовательного учреждения, где до перехода на пенсию они проработали более 10 лет.
В соответствии с п.1 ст.1 Постановления Правительства Омской области от 18 мая 2005 г. N 56-п "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Омской области" право на меры социальной поддержки имеют педагогические работники (в том числе руководящие работники, деятельность которых непосредственно связана с образовательным, воспитательным процессом), проживающие в сельской местности, поселках городского типа и работающие в расположенных в сельской местности, поселках городского типа областных и муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждениях, финансируемых или получающих ассигнования из областного бюджета, бюджетов муниципальных районов.
В силу п.2 приведенной правовой нормы право на меры социальной поддержки имеют неработающие пенсионеры, проживающие в сельской местности, уволенные в связи с выходом на пенсию из бюджетных учреждений, проработавшие в соответствующих учреждениях не менее 10 лет и имевшие право на льготы на момент выхода на пенсию.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 47 устанавливает правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. В данной статье закреплено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов - субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 24 статьи 26.3 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Меры социальной поддержки для педагогических работников на территории Омской области устанавливаются в соответствии с Законом Омской области от 4 июля 2008 года N1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" и Постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 года N229-п "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области", в соответствии с которым для назначения мер социальной поддержки граждане обращаются в уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области (далее - учреждение), по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области (далее - Министерство), с приложением документов, в том числе и документа, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия у Неделько В.М. права на предоставление ему мер социальной поддержки по оплате занимаемого жилого помещения с отоплением и освещением, поскольку, истец является педагогическим работником, имеющим педагогический стаж в учреждениях образования в сельской местности более 10 лет.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указал, что Комитет по образованию отказал в выдаче справки о подтверждении его права на меры социальной поддержки.
Давая правовую оценку указанным обстоятельствам, руководствуясь выше приведенными положениями закона, суд верно указал, что отсутствие данного документа не может служить основанием для ограничения права истца на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Данный вывод судебная коллегия признает законным и обоснованными.
Из материалов дела также следует, что 07.11.2013 г. Неделько В.М. обратился с заявлением в ГУ УПФР в Калачинском районе с просьбой переквалифицировать ему пенсию по старости на пенсию педагогического работника, имеющего стаж более 25 лет.
Однако согласно протоколу заседания комиссии ГУ УПФР по Калачинскому району по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от 28.11.2013 г. за N285 продолжительность педагогического стажа Неделько В.М. на дату обращения составила 22 года 3 месяца 15 дней.
Исключены из подсчета льготного стажа периоды работы с 15.09.1981 г. по 01.06.1982 г., с 01.09.1982 г. по 15.06.1983 г., с 01.10.1983 г. по 01.06.1984 г., с. 01.10.1984 г. по 01.06.1985 г., с 01.10.1985 г. по 20.05.1986 г. в должности тренера-почасовика "ДЮСШ" г.Калачинска, с 26.02.2008 г. по 07.03.2008 г. и карантин с 25.11.2009 г. по 01.12.2009 г. В специальный стаж не включен период воинской службы по призыву с 08.11.1971 г. по 07.12.1973 г.
Суд, с учетом осуществления Неделько В.М. в указанные периоды времени фактически педагогической деятельности, связанной с воспитательно-образовательным процессом в целях совершенствования организации системы воспитания и образования детей школьного возраста, верно указал на необоснованность исключения указанных периодов из льготного стажа.
Суд отклонил доводы ответчиков о том, что право на получение мер социальной поддержки пенсионер сохраняет лишь в случае, если он уволен в связи с выходом на пенсию из бюджетного учреждения, как основанные на неправильном толковании материального права.
Абзацем 3 п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании" 1992 года (действовавшим на момент окончания Неделько В.М. педагогической деятельности в 2011 году) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского тепа).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках) закреплялось и в ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлении Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и, как отмечалось выше, Постановлении Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).
Указанная правовая позиция полностью разделяется и Конституционным Судом Российской Федерации, разъяснившим это в Определении от 8 февраля 2007 г. N322-О-П "По запросу правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Предложенное ответчиком толкование норм материального права не позволяет учитывать в целях сохранения права на получение мер социальной поддержки работу педагога в сельской местности после возникновения у него права на трудовую пенсию или назначения ему трудовой пенсии, что противоречит положениям ст. 19 Конституции РФ.
При этом, как верно указал суд, в ином порядке истец не имеет возможности восстановить нарушенное право.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, который в решении дал им надлежащую правовую оценку.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калачинского городского суда Омской области от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.