Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей Дьякова А.Н., Усовой Е.И.
при секретаре Кучуковой Д.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области - Аленчиковой И. В.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 29 ноября 2013 года о возложении на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанности предоставить Меньщикову Д. Ю. " ... "1989 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284- п.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Меньщиков Д.Ю. обратился в суд c иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование указал, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Его мать умерла 10.09.2004, отец лишен родительских прав, в отношении него установлено попечительство. 26.01.2006 истец был поставлен на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. В собственности жилья не имеет. С учетом уточнения требований просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с "Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области".
В судебном заседании истец Меньщиков Д.Ю., его представитель Канаш Н.Ю. уточненные требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. иск не признала, указав, что истец включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано. Министерством выполнены функции, возложенные на него Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области - Огнева Е.А. против удовлетворения требований возражала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, при его надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Министерство образования Омской области, указывая на допущенные судом нарушения норм материального права. Указывает, что право истца на обеспечение жилым помещением не оспаривается. Они выполнили все необходимые действия для обеспечения истца жильем в рамках полномочий, возложенных на них Порядком предоставления жилых помещений данной категории лиц, и жилищные прав истца не нарушены. Вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Канаш Н.Ю. просит оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 109-114), в судебное заседание не явились истец Меньщиков Д.Ю., представители Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Меньщикова Д.Ю. по доверенности - Канаш Н.Ю., возразившей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, родителями Меньщикова Д.Ю., " ... ".1989 года рождения являются МЮН и МТВ (л.д. 7).
Согласно представленному свидетельству о смерти мать истца - МТВ умерла 10.09.2004 (л.д. 8).
Отец - МЮН решением Муромцевского районного суда Омской области от 02.02.2005 лишен родительских прав в отношении сына Меньщикова Д.Ю., " ... ".1989 г.р. (л.д. 9).
Постановлением главы Администрации Муромцевского муниципального образования Омской области от 25.02.2005 N 62-п попечителем несовершеннолетнего Меньщикова Д.Ю. назначена его сестра ЧНЮ Жилая площадь за Меньщиковым Д.Ю. не закреплялась, поскольку родители не имели собственного жилья (л.д. 10).
Постановлением главы Администрации Муромцевского муниципального образования Омской области от 26.01.2006 N 30-п истец поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 11).
Постановлением главы Администрации Муромцевского муниципального образования Омской области от 10.10.2013 N 523-п в указанное постановление внесены изменения, исправлена описка в фамилии истца (л.д. 12).
Согласно справке Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 23.09.2013 Меньщиков Д.Ю. не является нанимателем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (л.д. 14).
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится, право на приватизацию не использовал (л.д. 26, 31).
Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, его возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Меньщикову Д.Ю. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с п. 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Минимущества Омской области и Минстроительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Вместе с тем согласно п. 9, 10 Порядка Министерство образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Минимущества Омской области о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения, и направления информации о количестве и месте нахождения жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд Омской области, обязано предоставить сведения о детях-сиротах с учетом дат их рождения, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании.
Однако данные действия Министерством образования совершены не были.
Ссылка подателя жалобы на то, что выполнение данных действий возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования Омской области является необоснованным и судебной коллегией отклоняется, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования Омской области совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования Омской области функций.
Указание в жалобе на то, что в список, формируемом Министерством образования Омской области, истец включен и его право будет реализовано, является неубедительным, поскольку о безусловном предоставлении Меньщикову Д.Ю. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законные интересов иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
При рассмотрении требований суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.