Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Шукеновой М.А.,
судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,
при секретаре Гудожниковой Н.В. рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Болдиловой И.И. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 10 декабря 2013 года, которым исковые требования Болдиловой И.И. о признании за ней права на присвоение звания "Ветеран труда", возложении обязанности на Министерство труда и социального развития Омской области, Казенное учреждение Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" присвоить указанное звание оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болдилова И.И. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области, КУ Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", указав, что подала в отдел социальной защиты населения по КАО г. Омска заявление о присвоении ей звания "Ветеран труда", так как " ... " была награждена нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения", утвержденным постановлением правления АО "Росбытсоюз" и президиума ЦК общероссийского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий от " ... " N " ... ". На момент обращения ее трудовой стаж составлял " ... " лет " ... " месяцев, работает по настоящее время. По итогам рассмотрения ее заявления в присвоении звания "Ветеран труда" было отказано. Данный отказ считала незаконным и необоснованным. Согласно общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-95 значок "Отличник бытового обслуживания населения" Росбытсоюза и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий РФ относится к ведомственным наградам. На момент награждения нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения" она проработала в " ... " " ... " лет, награждена за трудовые заслуги и достижения в труде. АО "Росбытсоюз" является правопреемником "Российского государственного союза объединений предприятий организаций бытового обслуживания населения", которому на основании постановления Совета Министров РСФСР от 06.07.1990 были переданы функции упраздненного Минбыта РСФСР. Некоммерческая организация "Росбытсоюз" создана на базе Российского объединения обслуживания населения, являющегося отраслевым объединением, в связи с чем является правопреемником АО "Росбытсоюз". Просила признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда" и обязать ответчика присвоить указанное звание.
В судебном заседании истец Болдилова И.И. заявленные требования поддержала.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Терехова Н.Ю., представитель КУ Омской области "Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Резонтова Т.Ю. в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве и возражениях.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Болдилова И.И. просит решение суда отменить. Полагает, что нагрудный значок "Отличник бытового обслуживания населения" относится к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку содержится в Общероссийском классификаторе информации о населении, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995; АО "Росбытсоюз" является государственным органом исполнительной власти. Учитывая, что в системе министерств и ведомств Правительства РФ отрасль бытового обслуживания не значится, суду надлежало руководствоваться общими принципами правопреемства гражданского законодательства. Ссылается на то, что свидетелю " ... " награжденной нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения", в " ... " году было присвоено звание "Ветеран труда".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения истца Болдиловой И.И., поддержавшей доводы жалобы, представителя КУ Омской области "Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Резонтову Т.Ю., возражавшую против отмены решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 1 закона Омской области от 24.07.2006 N781-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" предусматривает аналогичный перечень лиц, имеющих право на присвоение указанного звания.
Звание "Ветеран труда" присваивается на основании распоряжения Правительства Омской области. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Правительством Омской области (ст. 2 указанного закона).
Соответствующее положение утверждено Правительством Омской области постановлением N100-п от 26.07.2006 (в ред. от 23.10.2013 N 275-п).
Согласно пунктам 2-3 положения лица, указанные в пункте 1 настоящего Положения, должны проживать на территории Омской области.
Лицо, претендующее на присвоение звания "Ветеран труда", должно обратиться непосредственно с заявлением по форме, утвержденной Министерством труда и социального развития Омской области, в территориальный орган Министерства по месту жительства.
В пункте 6 положения указано, что Министерство труда и социального развития Омской области дает разъяснения по вопросам применения документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда".
Как следует из материалов дела, Болдилова И.И., " ... " года рождения, имеет трудовой стаж более " ... " лет, проживает в " ... " (л.д. " ... ").
Истец обращалась в Министерство труда и социального развития Омской области по вопросу присвоения ей звания "Ветеран труда".
Уведомлением от " ... " N " ... " в присвоении звания "Ветеран труда" истцу было отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований для отнесения нагрудного значка "Отличник бытового обслуживания населения" АО "Росбытсоюз" к ведомственному знаку отличия в труде ( " ... ").
В связи с отказом ответчика, Болдиловой И.И. подано в суд настоящее исковое заявление.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что названный нагрудный значок не является ведомственным знаком отличия в труде, выданным министерством или ведомством.
Из копии трудовой книжки истца следует, что Болдилова И.И. с " ... " работала на предприятиях " ... " по бытовому обслуживанию населения в должности " ... ".
Согласно представленной в материалы дела копии удостоверения " ... " Болдилова И.И. награждена нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения" (л.д. " ... ").
Решая вопрос о возможности отнесения названного нагрудного значка к ведомственным знакам отличия в труде, судебная коллегия исходит того, что поскольку отнесение к ветеранам труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, федеральный законодатель не поставил в зависимость от ведомства, производящего награждение, и вида ведомственного знака отличия в труде, при разрешении вопроса статуса награды как ведомственной и основания присуждения (знак отличия в труде и т.д.) суду следует исходить из конкретных предписаний законодательства о функциях учреждения (ведомства) - учредителя награды и содержания наград на момент их учреждения и награждения ими граждан.
Под ведомством подразумевается орган государственного управления, образованный для управления отдельными направлениями хозяйственного и социального развития. Ведомство организационно действует в виде комитетов, комиссий, главных управлений, иных органов.
К ведомственным знакам отличия можно относить исключительно знаки отличия государственных органов, в период существования СССР входивших в структуру органов государственного управления СССР, Союзных республик, предусмотренную Конституциями СССР, Конституциями Союзных республик; в настоящее время входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Подтверждением тому служат прежде всего закрепленные права ряда министерств Российской Федерации утверждать ведомственные знаки отличия в труде и представлять особо отличившихся работников соответствующих ведомств к награждению этими знаками. Отнесение наград СССР к ведомственным знакам отличия в труде производится аналогичным образом, то есть решение о награждении конкретного лица должно быть принято руководителем органа государственной власти СССР. Указанные акты должны быть изданы в форме решений органа государственного управления: содержать подпись руководителя органа государственной власти, принявшего решение о награждении, дату и номер указанного решения, заверены гербовой печатью соответствующего министерства или ведомства.
Документы, подтверждающие факт награждения ведомственным знаком отличия в труде, необходимые для присвоения звания "Ветеран труда", должны отвечать следующим требованиям:
- основанием для награждения послужил факт продолжительного добросовестного труда (не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде звания, свидетельствующие о квалификации работника);
- награждение осуществлено на основании решения органа государственного управления (приказ, распоряжение, решение коллегии);
- знак отличия в труде должен быть учрежден правым актом органа государственного управления (с указанием основания, порядка награждения).
Согласно Указу Президента РФ от 02.03.1994 N442 "О государственных наградах Российской Федерации", Указу Президента РФ от 07.09.2010 N1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.
Устанавливаются следующие виды государственных наград: звание Героя Российской Федерации; ордена Российской Федерации; знаки отличия Российской Федерации; медали Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.
Поскольку ведомственные знаки отличия в труде в соответствии со ст. 7 ФЗ "О Ветеранах" приравнены к государственным наградам и почетным званиям, то их статус должен быть одинаковым.
Судебная коллегия соглашается с соответствующими доводами представителя Министерства труда и социального развития Омской области.
В соответствии с письмом Министерства труда РФ N2026-ВЯ, Министерства социальной защиты населения РФ N4276/1-30 от 10.11.1995 к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Согласно Положению "О нагрудном значке "Отличник бытового обслуживания населения", утвержденному постановлением правления АО "Росбытсоюз" и президиумом ЦК общероссийского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий от " ... " N " ... ", нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения" награждаются работники предприятий и организаций бытового обслуживания населения, работающие в области бытового обслуживания населения не менее " ... " лет, внесшие большой личный вклад в улучшение обслуживания населения и повышения качества услуг.
Награждение производится правлением АО "Росбытсоюз" и президиумом ЦК общероссийского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий ( " ... ").
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Таким образом, поскольку совместное решение о награждении истца нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения" принято акционерным обществом и ЦК профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий; удостоверение о вручении нагрудного знака подписано от имени президента АО "Росбысоюз" и от имени председателя ЦК профсоюза, суд пришел к правомерному выводу о том, что данный значок не относится к наградам от имени органов государственной власти, не является ведомственным поощрением за успехи в труде.
В Постановлении Совмина РСФСР от 10.05.1996 N418 "Об утверждении Положения о Министерстве бытового обслуживания населения РСФСР" имелась ссылка на значок "Отличник службы быта", награждение которым осуществлялось министром бытового обслуживания населения РСФСР от имени соответствующего Министерства совместно с Президиумом ЦК профсоюза рабочих коммунально-бытовых предприятий.
При таком положении, у суда отсутствовали правовые основания для признания отказа ответчика в присвоении истцу звания "Ветеран труда" незаконным.
Ссылки автора жалобы на то, что АО "Росбытсоюз" является правопреемником "Российского государственного союза объединений предприятий организаций бытового обслуживания населения" (Росбытсоюз), которому на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.07.1990 были переданы функции упраздненного Минбыта РСФСР, судебная коллегия находит несостоятельными.
По смыслу норм закона гражданско-правовое правопреемство не влечет переход публичных полномочий от органа государственной власти к коммерческой организации.
Кроме того, Росбытсоюз был создан на основании постановления Совета Министров РСФСР от 06.06.1990 N 185 до ликвидации Министерства бытового обслуживания РСФСР (ликвидировано решением Верховного Совета РСФСР от 14.07.1990), являлся юридическим лицом и действовал на основании своего устава в пределах полномочий, переданных добровольно объединениями, предприятиями и организациями системы Министерства бытового обслуживания населения РСФСР, вошедшими в союз. При этом все объединения, предприятия и организации, входящие в союз, сохраняли свою подчиненность и хозяйственную самостоятельность.
В дальнейшем "Росбытсоюз" изменил организационно-правовую форму, став акционерным обществом открытого типа (АООТ "Росбытсоюз"), а затем открытым акционерным обществом (ОАО "Росбытсоюз").
Общероссийский классификатор информации о населении, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 412, в котором указано в качестве ведомственных почетное звание, присвоенное истицу, не может служить доказательством критериев, установленных в ст. 7 ФЗ "О ветеранах" общих принципов присвоения звания "Ветеран труда", так как не принимался для этих целей.
Из содержания введения к данному классификатору следует, что Общероссийский классификатор информации о населении предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами.
При таком положении доводы подателя жалобы о том, что нагрудный значок "Отличник бытового обслуживания населения" относится к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку содержится в Общероссийском классификаторе информации о населении, подлежат отклонению.
Ссылки автора жалобы на то, что свидетелю " ... " награжденной нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения", в " ... " году по ее обращению было присвоено звание "Ветеран труда", не могут быть приняты во внимание поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом, судебные постановления по спорам других лиц не имеют обязательного значения для суда, разрешавшего настоящий спор.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 10 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.