Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей Дьякова А.Н., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре Квасовой Ю.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области - Аленчиковой И. В.
на решение Центральный районного суда г. Омска от 18 ноября 2013 года, которым постановлено:
Обязать Министерство образования Омской области включить Егорову Е. А. в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Егорову Е. А., 04.01.1983 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Егорова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании недействительным отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование указывалось, что она является ребенком-сиротой, поскольку ее мать была ограничена в родительских правах, а отец записан со слов матери. Постановлением главы администрации КАО г. Омска N456-4 от 26.11.1998 за ней было сохранено право проживания жилым помещением по адресу: г. Омск, " ... ", которое принадлежало на праве собственности ее дедушке и бабушке. Данный дом является аварийным. Приказом департамента образования Администрации г. Омска от 18.04.2013 N844-0 закрепление за ней права пользования указанным жилым помещением отменено. На ее обращение 29.05.2013 Министерство образования Омской области было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку она утратила статус лица из числа детей-сирот, так как достигла 23 лет, и ранее на регистрационном учете детей-сирот в качестве нуждающегося в жилом помещении не состояла. Данный отказ считала необоснованным. С учетом уточнения требований просила включить ее в список лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство транспорта, строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п.
В судебном заседании истец Егорова Е.А. уточненные требования поддержала, пояснив, что каких-либо действий для постановки на учет не предпринимала, поскольку за ней было закреплено жилое помещение.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. исковые требования не признала, поскольку истец ранее на учете как сирота не состояла, права на внеочередное предоставление жилого помещения не имела.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в суд не явился, был извещен надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Министерство образования Омской области, ввиду нарушения судом норм материального права. Указывает, что истец до 23 лет с заявлением о постановке на учет не обращалась. Доказательств тому, что истец не могла реализовать свое право по уважительным причинам, что уполномоченные органы отказывали в простановке на учет в связи с закреплением за ней жилого помещения, суду не представлено. Действующий порядок предоставления жилого помещения ответчиками нарушен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 89-93), в судебное заседание не явились представители Министерства образования Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Егоровой Е.А., возразившей против доводов жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, родителями истца Егоровой Е.А., " ... ".1983 года рождения, являются ЕАП и ЕГС, отец записан со слов матери (л.д.6).
23.05.1990 между ДВИ и ЕГС заключен брак, ЕГС присвоена фамилия Д (л.д.11).
Решением Кировского районного суда г. Омска от 04.11.1998 ДГС ограничена в родительских правах родительских прав в отношении дочери Егоровой Е.А., ЕДА и ЕЛА (л.д.9).
Постановлением Администрации КАО г. Омска от 26.11.1998 N456-4 несовершеннолетние ЕДА, Егорова Е.А., ЕЛА определены в детский дом на полное государственное обеспечение, за ними закреплено право проживания в частном домовладении по адресу: г. Омск, " ... " (л.д.26 т. 1).
Таким образом, Егорова Е.А. до достижения 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до 18 лет осталась без попечения родителей.
Из приведенных выше правовых положений следует, что законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Согласно справке КОУ "Детский дом N5" от 12.09.2013 Егорова Е.А., 04.01.1983 года рождения, являлась воспитанником учреждения и находилась на полном государственном обеспечении в период с 02.11.1999 по 03.02.2001г. (л.д.12).
Приказом департамента образования Администрации г. Омска N844-о от 18.04.2013г. закрепление за Егоровой Е.А. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Омск, " ... ", отменено (л.д.8).
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д.15,16).
Из ответа Министерства образования Омской области от 29.03.2013 Nисх-13/МОБР-7833 на обращение Егоровой Е.А. по вопросу о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения следует, что Егорова Е.А. утратила статус лица из числа детей-сирот, так как достигла 23 лет (л.д.17).
Согласно правовой позиции изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.
Обращаясь в суд с требованием о включении в список лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, истец указывает, что до достижения ею 23-летнего возраста социальные педагоги в ее интересах не ходатайствовали об отмене закрепления за ней жилого помещения, хотя дом был непригоден для проживания. Вместе с тем, закрепление за ней жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, " ... ", препятствовало ее постановке на учет.
Судом установлено, что до достижения 23-летнего возраста истец, а также социальные педагоги в ее интересах не обращались надлежащим образом в компетентные органы с вопросом постановки истца на учет как ребенка-сироту для предоставления жилого помещения.
Из материалов дела следует, что социальными педагогами детского дома неоднократно исследовались жилищно-бытовые условия семьи Егоровых.
Так, специалист по охране прав детства 03.09.1999 обследовала бытовые условия семьи Егоровых и установила, что поскольку дом требует капитального ремонта, находится в антисанитарных условиях, мать злоупотребляет спиртными напитками, в доме нет ничего для нормальной жизни детей, детей необходимо определить в детское учреждение (л.д. 18).
По сведениям ГП Омской области "Омский Центр ТИЗ" от 02.02.2001 жилое помещение по адресу: г. Омск, " ... ", числится на праве общей долевой собственности по ? доли за ЕСС (дедушкой истца) и ЕКП (бабушкой истца) (л.д.13).
Из пояснений истца следует, что указанное жилое помещение с 2000 года было непригодным для проживания из-за пожара.
В соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий жилой площади, закрепленной за несовершеннолетними Егоровыми, составленного 21.09.2000 социальным педагогом детского дома N5 Дербеневой Н.Н., сгоревший частный дом постепенно приходит в негодность, так как его "растаскивают" местные "бомжи". Есть надпись "дом продан", но со слов соседей его никто не покупал и никто не проживает. В огороде, который расположен перед домом, уже давно никто и ничего не садил. Забор постепенно приходит в негодность, калитки нет. Дом заброшен (л.д.19).
Согласно информации для органов опеки и попечительства о воспитаннице детского дома закрепленное жилое помещение непригодно для проживания, дом сгорел (л.д. 20).
По состоянию на 12.02.2002 названное жилое помещение представляло собой деревянный дом, от которого остались только одни стены и крыша. Вместо окон дыры, закрытые фанерой. Забора нет как со стороны улицы, так и со стороны соседей. Владельцы в доме не проживают (л.д.21). Аналогичный акт был составлен в 2003 году (л.д. 22).
Из технического паспорта дома, закрепленного за истцом, по состоянию на 27.09.2010 видно, что износ дома составляет 80-90 %.
Как следует из экспертного заключения, составленного специалистами ООО "Профэкс", 17.05.2013 специалистами Зайцевым А.В. и Горевым Ю.В. был произведен осмотр жилого " ... " в г. Омске, 1959 года постройки, который долгое время по прямому назначению не эксплуатировался, фактически представляет собой строительный мусор (деревянный). Основные конструктивные элементы объекта анализа находятся в разрушенном состоянии, имеют плохое состояние (здание в аварийном состоянии, опасном для нахождения людей, большинство конструктивных элементов разрушено), нахождение в жилом доме представляет собой угрозу здоровью и безопасности людей. Согласно техническим нормам и правилам названный жилой дом общей площадью 44,2 кв.м, не соответствует требованиям, характеризующим пригодность к эксплуатации по прямому назначению (жилой дом) и его эксплуатация создает угрозу здоровью и безопасности людей (л.д.29-33).
Таким образом, вселение в закрепленное за истцом жилое помещение невозможно в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания. Более того из материалов дела следует, что данное помещение не было пригодно для проживания уже на момент его закрепления за несовершеннолетними Егоровыми.
Судебным разбирательством установлено, что в период нахождения истца под опекой специалисты органов опеки не в полной мере защищали права ребенка, не признали дом, закрепленный за Егоровой Е.А., непригодным для проживания, не ходатайствовали об отмене закрепления. Именно это и является причиной того, что Егорова Е.А. не была поставлен на учет до исполнения ей 23 лет.
При таких обстоятельствах дела, учитывая, что наличие закрепленного за истцом жилого помещения препятствовало постановке на учет, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Егорова Е.А. как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда в данной части, состоятельными не являются по изложенным выше мотивам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство образования Омской области обязанность включить Егорову Е.А. в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а кроме того обязал Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить истице жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Доводы подателя жалобы о том, что ответчиками действующий порядок предоставления жилого помещения ответчиками нарушен не был, подлежат отклонению, поскольку при наличии юридических фактов, с которыми действующее законодательство связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц, у уполномоченных органов возникла обязанность представить жилое помещение по договору специализированного найма, однако жилое помещение до настоящего времени истцу предоставлено не было.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств дела, оснований для которой судебная коллегия не находит, и отмену постановленного решения не влекут.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центральный районного суда г. Омска от 18 ноября 2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.