Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей Дьякова А.Н., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре Квасовой Ю.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области - Аленчиковой И. В.
на решение Центральный районного суда г. Омска от 6 декабря 2013 года о возложении на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанности предоставить Кочкурову Д. С., " ... "1986 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кочкуров Д.С. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству финансов Омской области, Правительству Омской области, департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Администрации Марьяновского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование указал, что являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец умер, а мать была лишена родительских прав. С 24.02.2009 он состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы Марьяновского муниципального района Омской области от 24.12.2012 он снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Не согласившись с действиями ответчиков, просил обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Кочкуров Д.С. участия не принимал, извещен надлежаще, его представитель Ибраева Ф.С. поддержала исковые требования к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, к другим ответчикам, указанным в исковом заявлении, требования не поддержала.
Представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. исковые требования не признала. Указала, что Кочкуров Д.С. был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях по п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с чем он не может быть включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. исковые требования не признала.
Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства финансов Омской области, Правительства Омской области, департамента жилищной политики Администрации города Омска, Администрации Марьяновского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Министерства образования Омской области. Полагает, что права истца ответчиками нарушены не были, поскольку на момент формирования заявки истец в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, не состоял. Обращение с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения считают преждевременным. Также полагает, что вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Кочкурова Д.С. - Ибраева Ф.С. доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 130-138), в судебное заседание не явились представители Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства финансов Омской области, Правительства Омской области, департамента жилищной политики Администрации города Омска, Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Кочкурова Д.С., его представителя Ибраевой Ф.С., возразивших против доводов жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, родителями Кочкурова Д. С., " ... "1986 года рождения являются КСН и КИП (л.д. 55).
Согласно свидетельству о смерти отец истца - КСН умер " ... "1987 (л.д. 17).Мать истца - КИП решением Марьяновского районного суда Омской области от 12.02.2003, вступившим в законную силу 23.02.2003, лишена родительских прав в отношении Кочкурова Д.С.
Таким образом, Кочкуров Д.С. до достижения 23 лет относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до 18 лет остался без попечения родителей.
Согласно справке Администрации муниципального образования городское поселение Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области от 01.03.2012 Кочкурову Д.С. последний принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 24.02.2009 (л.д. 77).
В связи с тем, что Кочкуров Д.С. в 2009 году не был принят органом местного самоуправления на названный учет по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истец 11.10.2011 обратился к Главе Марьяновского муниципального района с заявлением о принятии ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 79).
Согласно выписке из протокола N 8 заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации Марьяновского муниципального района от 28.10.2011 Кочкурову отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и внесении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в связи с подачей заявления после достижения 23 лет (л.д. 16).
Согласно выписке из протокола N 5 заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации Марьяновского муниципального района от 02.05.2012, после рассмотрения повторно заявления Кочкурова Д.С. и дополнительно представленной справки Администрации городского поселения Марьяновка от 01.03.2012 о принятии Кочкурова Д.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 24.02.2009, указанная комиссия решила признать Кочкурова Д.С. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и внести в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения (л.д. 15).
В ответе на обращение представителя Кочкурова Д.С. от 12.09.2012 Министерство образования Омской области сообщило, что Кочкуров Д.С. состоит на регистрационном учете на территории Марьяновского муниципального района Омской области с 24.04.2009 (номер в регистрационном списке - 41) и будет в установленном законом порядке обеспечен жилым помещением (л.д. 10, 11).
Постановлением Главы Марьяновского муниципального района Омской области от 24.12.2012 N 928 Кочкуров Д.С. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (л.д. 31), согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В связи со снятием с указанного учета Министерство образование Омской области в ответе на обращение от 30.04.2013 сообщило Кочкурову Д.С., что он утратил статус лица числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как достиг 23 лет, и его право на включение в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", может быть восстановлено в судебном порядке (л.д. 7).
Из письма Главы Марьяновского муниципального района Омской области от 27.12.2013 на имя Кочкурова Д.С. следует, что последний снят с регистрационного учета в связи с отсутствием в личном деле документа об определении в детское учреждение и отсутствием регистрации на территории Марьяновского района.
Между тем, судом установлено, что с 24.05.2007 Кочкуров Д.С. значится зарегистрированным по адресу: Омская область, Марьяновский район, р.п. Марьяновка, " ... " (л.д. 18, 51). Указанная квартира принадлежит на праве собственности матери истца - Кочкуровой И.П., лишенной родительских прав (л.д. 75, 80).
Данных о регистрации истца по иному адресу у Администрации Марьяновского муниципального района Омской области на момент издания постановления 24.12.2012 N 928 не имелось.
Само по себе отсутствие в личном деле истца документа об определении в детское учреждение не может быть признано достаточным основанием для снятия истца с названного учета.
На момент принятия явно незаконного постановления Главы Марьяновского муниципального района Омской области от 24.12.2012 N 928 о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Кочкуров Д.С. по-прежнему нуждался в обеспечении жильем.
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится, право на приватизацию не использовал (л.д. 22,46).
Согласно приобщенной к материалам дела архивной копии решения Исполнительного комитета Марьяновского районного Совета народных депутатов N 123 об определении Кочкурова Д.С. в дошкольный детский дом, принятого в 1990 году в связи с нахождением матери истца на лечении, этим решением за Кочкуровым Д.С. сохранено право пользования жилплощадью по окончании срока пребывания в детском доме (л.д. 78).
Вместе с тем жилое помещение, расположенное по адресу: Омская обл., Марьяновский район, р.п. Марьяновка, " ... " принадлежит на праве собственности матери истца, лишенной родительских прав, которая фактически проживает там со своим сожителем. Кочкуров Д.С. собственником названного жилого помещения не является. Таким образом, его проживание в указанном помещении следует считать невозможным.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Кочкуров Д.С. подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Кочкурову Д.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Доводы подателя жалобы о том, что права истца ответчиками нарушены не были, поскольку на момент формирования заявки истец в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, не состоял, а обращение с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения является преждевременным, состоятельными не могут быть признаны и подлежат отклонению по следующим мотивам.
Из приведенных выше правовых положений следует, что законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истцу Кочкурову Д.С. в настоящее время 27 лет, он обучался в ряде образовательных учреждений, в частности, пребывал в Черлакском детском доме до 2003 года.
Таким образом, у уполномоченных органов обязанность представить жилое помещение по договору специализированного найма возникла, однако жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено. При таких обстоятельствах обращение истца с исковым заявлением преждевременным не является.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законные интересов иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центральный районного суда г. Омска от 6 декабря 2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.