Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Усовой Е.И.,
судей Будылка А.В., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Макаровой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жунусовой А.М. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 11 декабря 2013 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения Жунусовой А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жунусова А.М. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В обоснование указала, что является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей. Мать отказалась от истца в родильном доме, позже по решению суда была лишена родительских прав, а отец записан со слов матери. Является выпускницей КОУ Омской области "Детский дом N " ... "", где находилась на полном государственном обеспечении с 05.09.1998 по 31.08.2013. На основании постановления Администрации города Омска N 357-п от 04.05.2010 она состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемого по договорам социального найма. В собственности своего жилья не имеет, до настоящего времени право на получение благоустроенного жилого помещения не реализовала.
В судебном заседании Жунусова А.М. иск поддержала.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Кох А.А. возражал против удовлетворения иска, так как истец состоит на учете, в связи с чем ее право не нарушено. Жилое помещение будет ему предоставлено с учетом даты рождения.
Представитель Министерства образования Омской области по доверенности Аленчикова И.В. возражала против удовлетворения иска.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Решением суда на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность предоставить Жунусовой А.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284- п.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить. Указывает, что Министерством в 2013 году в отношении истца были выполнены действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам. Предоставление жилого помещения в соответствии с установленным порядком носит длящийся характер. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом. Резолютивная часть решения не позволяет определить конкретные обязанности для каждого из ответчиков.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще, для участия в судебном заседании явилась Жунусова А.М., возражавшая против удовлетворения жалобы.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя исковые требования Жунусовой А.М., " ... " г.р., суд первой инстанции принял во внимание то, что истец до достижения 18 лет осталась без попечения единственного родителя, срок ее пребывания в Детском доме истек, постановлением Администрации г. Омска 04.05.2010 N357-п она была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, а также включена Министерством образования Омской области в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и лиц, которые относились к данной категории, достигших 23 лет.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В период рассмотрения дела судом истец временно проживала у друзей по причине отсутствия права пользования каким-либо жилым помещением.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с действовавшей до 01.01.2013 редакцией п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В настоящее время отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п (далее - Порядок N 284-п).
Анализ положений Порядка N 284-п свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения Жунусовой А.М. обусловлена деятельностью всех названных в Порядке N 284-п органов исполнительной власти Омской области.
Так, к компетенции Министерства образования Омской области отнесено:
- формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4),
- предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства.
Вместе с тем Порядком N 284-п к компетенции Министерства образования Омской области отнесено также и предоставление на запрос Министерства имущества Омской области сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения. Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества (п.9, 10).
Как видно из материалов дела, Жунусова А.М. на учете нуждающихся в получении жилого помещения состоит с 2010г., 31.01.2013 ей исполнилось 18 лет, на момент рассмотрения судебной коллегией настоящего дела истцу жилое помещение предоставлено не было.
Указание в жалобе на длящийся характер предоставления жилого помещения не является основанием для нарушения права истца на жилищное обеспечение в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение жилой площадью истца в соответствии с Порядком N 284-п. Выводов о праве истца на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Довод жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления.
В Порядке N 284-п подробно изложены полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения Жунусовой А.М. жильем, отсутствует.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полностью согласна.
Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда мотивированы и подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.