Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

При рассмотрении данного дела Конституционному Суду РФ предстояло дать оценку нескольким вопросам, касающихся установления налога с продаж.

Во-первых, подпунктом "д" пункта 1 ст.20 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" был предусмотрен налог с продаж в качестве регионального налога. Группа заявителей посчитала, что установление данного налога, отсутствовавшего ранее, является неконституционным, поскольку нарушает право собственности. В связи с этим названное положение было оспорено в Конституционный Суд РФ.

При рассмотрении комментируемого дела Конституционный Суд руководствовался тем, что определение перечня региональных налогов, а также внесение в него изменений и дополнений, относится к полномочиям федерального законодателя. Следовательно, дополнение п.2 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" подпунктом "д" не противоречит требованиям Конституции РФ. В то же время Конституционный Суд РФ не вправе оценивать экономическую целесообразность установления налога.

Во-вторых, заявители оспорили п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", согласно которому объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Обосновывая свои требования, заявители указали на неопределенность данной нормы.

Поддерживая позицию заявителей, Конституционный Суд указал на то, что согласно общим принципам налогообложения, установленным НК РФ, объектом налогообложения может выступать реализация товаров (работ, услуг). При этом налоговая база согласно п.1 ст.53 НК РФ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, в данном случае имеет место смешение объекта налогообложения с налоговой базой.

Кроме того, при определении объекта налогообложения федеральный законодатель использовал такие понятия (в частности, "реализация товаров (работ, услуг) оптом", "дорогостоящие товары", "товары первой необходимости"), значение которых законодательно не определено. Следовательно, объект налогообложения не может считаться определенным.

В-третьих, в качестве плательщиков налога с продаж законом названы организации и предприниматели, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. В то же время, как указал Конституционный Суд, обращать внимание в законе на самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности не имеет смысла.

Помимо этого, п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" не исключает налогообложение операций между субъектами предпринимательской деятельности, что является несовместным с экономико-правовой природой налога с продаж как налога на потребление.

Конституционный Суд также признал неконституционным предоставление субъектам РФ в соответствии с указанным пунктом оспариваемого закона правомочия по дополнению перечня товаров, реализация которых облагается налогом. Делая данный вывод, Конституционный Суд исходил из того, что такое положение означает возможность субъектов РФ расширять объем обязанностей налогоплательщика по сравнению с теми, которые установлены федеральным законом.

Вместе с тем группа заявителей оспаривала закон субъекта РФ, согласно которому ставка налога с продаж была установлена равной 5 процентам. При этом заявители основывались на норме п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", согласно которой ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 процентов. По мнению заявителей, данная формулировка означает, что субъекты РФ могут устанавливать размер ставки лишь менее 5 процентов.

Как отмечается в данном постановлении, заявителями по сути поставлен вопрос о проверке соответствия закона субъекта РФ федеральному закону, что неподведомственно Конституционному Суду РФ. Однако в постановлении обращается внимание федерального законодателя на то, что указанная выше формулировка Закона относительно размера ставки является некорректной и должна быть уточнена.


Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан"



Текст Постановления опубликован в "Российской газете" от 15 февраля 2001 г. N 32-33, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 7 ст. 701, в журнале "Экспресс-Закон", март 2001 г., N 11, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 4, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 3


Текст особого мнения судьи Конституционного Суда РФ А.Л.Кононова опубликован в "Российской газете" от 15 февраля 2000 г. N 33