Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. N 294-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЮКОС" на нарушение конституционных прав граждан-акционеров пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ.

Посчитав предоставление Правительству РФ полномочий по установлению ставок таможенных пошлин нарушением конституционного требования о законном установлении налогов (ст.57 Конституции РФ), общество обжаловало вышеприведенную норму в Конституционный Суд РФ.

Рассматривая комментируемое дело, Конституционный Суд на основе положений Таможенного кодекса РФ 1993 г. пришел к выводу, что таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности имеет своей целью обеспечение экономической безопасности и экономических интересов РФ.

Данная цель обуславливает необходимость особого правового режима. В связи с этим предоставление Правительству РФ полномочий по установлению ставок вывозных таможенных пошлин позволяет своевременно принимать меры по сохранению определенного баланса цен на мировом рынке и цен на отечественную продукцию, вывозимую на экспорт.

Кроме того, при таком правовом регулировании не происходит нарушения принципа разделения властей, поскольку оперативное воздействие на внешнеэкономическую деятельность является функцией, свойственной исполнительной власти.

Также необходимо отметить, что полномочия по установлению ставок вышеуказанных пошлин предоставлены Правительству РФ законом, что свидетельствует о правовом характере его деятельности.

Как указывается в постановлении Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 г. N 16-П, Правительство РФ вправе на основании федерального закона конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства.

В связи с этим в отношении такого элемента обложения, как ставка вывозных таможенных пошлин, важно то, что данные пошлины признаются законодателем мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данное обстоятельство свидетельствует о возможности установления ставок указанных пошлин Правительством РФ.

Таким образом, оспариваемое положение Закона РФ "О таможенном тарифе" не противоречит конституционному требованию законного установления налогов и сборов. В связи с этим Конституционный Суд отказал в принятии жалобы общества.


Определение Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. N 294-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЮКОС" на нарушение конституционных прав граждан-акционеров пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"



Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 2