Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мариной И.Л.
судей Гавриловой Н.В. и Емельяновой Е.А.
при секретаре Панченко Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2014 гражданское дело N 2-676/13 по апелляционному представлению прокурора Приморского района Санкт-Петербурга на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 по иску Прокурора Приморского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Потребительскому гаражно-строительному кооперативу " ХХХ" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мариной И.Л., выслушав объяснения прокурора Я. Я.С., представителя ответчика - Ш. А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26.06.2013 отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Приморского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании Потребительского гаражно-строительного кооператива " ХХХ" провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выбросов, а также обеспечить ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721.
В апелляционном представлении прокурор Приморского района Санкт-Петербурга просит отменить решение районного суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенного о дне судебного заседания и не сообщившего о причинах неявки.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Обратившись в суд с исковыми требованиями, прокурор ссылается на то, что в ходе проверки было установлено, что ответчик является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных Законом РФ "Об отходах производства и потребления", ответчиком нарушаются положения указанного закона, не ведется учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721, также выявлены нарушения требований Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха", ответчиком не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух и их стационарных источников, не получены нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выбросов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции посчитал неустановленным факт наличия у ответчика каких-либо объектов, производящих выбросы вредных веществ в атмосферу, а также пришел к выводу, что ответчик не осуществляет деятельности, указанной в Законе "Об отходах производства и потребления", не занимается размещением отходов производства и потребления.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга с привлечением специалиста Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в ПГСК " ХХХ".
В Отчете N N ... от "дата" Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, а также в сообщении N ... от "дата" отражено, что ПГСК " ХХХ" имеет стационарные неорганизованные источники выбросов - въезд-выезд автомобилей и внутренний проезд автомобилей по внутреннему пространству гаража на 1,2,3 этажах.
Согласно статье 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
Статьей 16 данного Закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 23 части 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" "вредное (загрязняющее) вещество" - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Из положений пункта 7 статьи 12 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" следует, что виды источников, для которых устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 13 указанного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет, в том числе, государственную регистрацию вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду, в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статьей 22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 30 Закона обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух обязаны юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов.
Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183, в соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливается, в том числе, предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 N 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию.
Порядок определяет правила и процедуру установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и используется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при установлении порядка и проведения инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. Разработанная заявителем экологическая документация в виде проекта инвентаризации источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проекта нормативов предельно-допустимых выброса (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должна быть утверждена в установленном порядке и необходима для получения разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с Приложение N 2 к вышеуказанному приказу N 579 от 31.12.2010 вещества, образуемые при эксплуатации сооружения гаража, отраженные вПротоколе измерений концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от 01.08.2012 N 4/1, а именно: оксид углерода, оксид и диоксид азота включены в Перечень вредных (загрязняющих) в силу прямого указания закона.
Пунктом 6 указанного приказа Минприроды установлено, что к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы ответчика о том, что источником выбросов указанных в акте проверки вредных веществ в атмосферный воздух на территории гаража являются автомобили, принадлежащие другим лицам, учитывая отраженные в уставе ПГСК направления деятельности ПГСК " ХХХ", связанные с эксплуатацией многоэтажного гаража, с оказанием услуг по ремонту, сервисному обслуживанию и мойке автотранспортных средств, т.е. фактически связанные с негативным воздействием на окружающую среду.
При этом не может быть также учтено, что предельно-допустимые нормы вредных выбросов в атмосферу не нарушены, так как основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований является уклонение ответчика от проведения обязательной в силу закона инвентаризации вредных выбросов с учетом наличия их источника, а не сам факт таких выбросов.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
проводить инвентаризацию отходов;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Пунктом 3 статьи 18 этого Федерального закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуют отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенций отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В силу части 2 этой статьи Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. При этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3 и 5 приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 года N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" установлено, что отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Согласно пункту 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786 в редакции приказа Министерства природных ресурсов РФ от 30.07.2003 N 663.
Исходя из вида деятельности ответчика, не исключается возможность образования отходов I-IV класса опасности.
Отсутствие у ответчика, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, учета отходов и непредставление отчетности в области обращения с отходами, свидетельствуют о несоблюдении юридическим лицом экологических требований при обращении с отходами.
На основании изложенного, исходя из установленных по делу обстоятельств и анализа приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что заявленный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 отменить, принять новое решение.
Обязать ПГСК " ХХХ" в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выбросов, а также обеспечить ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721.
Взыскать с ПГСК " ХХХ" в доход государственного бюджета госпошлину в размере " ... ".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.