Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мариной И.Л.
судей Гавриловой Н.В. и Сальниковой В.Ю.
при секретаре Медведеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 января 2014 гражданское дело N 2-4983/13 по апелляционной жалобе Администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2013 по иску К. М.А. к Администрации Невского района об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Мариной И.Л., выслушав объяснения истца К. М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 08.10.2013 администрация Невского района Санкт-Петербурга обязана предоставить К. М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Администрация Невского района Санкт-Петербурга просит отменить решение районного суда, исковые требования оставить без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица СПб ГАСУСО " " ... "", надлежащим образом извещенных о дне судебного заседания и не сообщивших о причинах неявки.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В ходе судебного разбирательства установлено, что К. М.А. является инвалидом второй группы с детства, инвалидность установлена бессрочно.
С "дата" К. М.А. находится в СПб ГАСУСО " " ... " на стационарной форме постоянного проживания и зарегистрирована по адресу: "адрес"
В соответствии с выпиской из протокола расширенного заседания врачебной комиссии врачей-психиатров СПб ГАСУСО " ... " и ГУ " ... " от "дата" К. М.А. может проживать самостоятельно в коммунальной или отдельной квартире.
"дата" К. М.А. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
"дата" истица обратилась в администрацию Невского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда как лицу, оставшемуся без попечения родителей, инвалиду 2 группы, состоящему на очереди на получение жилого помещения, способного самостоятельно проживать в жилом помещении.
Письмом администрации Невского района Санкт-Петербурга от "дата" К. М.А. отказано в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, со ссылкой на отсутствие права на получение жилого помещения в связи с достижением возраста 23 лет на момент принятия на учет.
Судом первой инстанции установлено, что до прохождения курса реабилитации, завершенного в октябре 2012, по состоянию здоровья истица самостоятельно проживать в жилом помещении не могла, то есть до достижения 23-летнего возраста не могла реализовать свое право на жилое помещение.
С "дата" вступили в действие изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на предоставление жилого помещения не было реализовано истицей до дня вступления названного Закона в законную силу.
Из преамбулы и статьи 1 названного Закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Вместе с тем, по смыслу указанных норм права, обеспечение жилой площадью лиц, проживающих в учреждении социального обслуживания, может быть реализовано такими гражданами после окончания пребывания в государственном учреждении социального обслуживания.
Согласно статье 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
При этом указанная норма и иные положения этого Закона не ограничивают возраст, до достижения которого лицам данной категории должно быть предоставлено жилое помещение.
Таким образом, достижение лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеют иного закрепленного жилого помещения и не реализовали право на обеспечение жилым помещением, не является основанием для отказа в обеспечении их жилой площадью.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что за истицей сохраняется право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде, а отсутствие порядка предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Для данной категории дел законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения спора.
Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с принятием судом обжалуемого решения нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку, с точки зрения ответчика, создается преимущество истца перед иными лицами, имеющими равные с истцом права на обеспечение жилым помещением.
В обоснование данного довод ответчик ссылается на то, что 25.09.2013 вступило в силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 N 596, установившее порядок предоставления указанным лицам жилых помещений в специализированном жилищном фонде, предусматривающий обращение граждан в созданную специальную комиссию, в компетенцию которой входит рассмотрение обращений этих граждан, принятие решений об их нуждаемости в жилом помещении, а также составление списков принятых на учет лиц, обеспечиваемых жилыми помещениями в порядке очередности для данной категории граждан.
Тот факт, что истица не обращалась с заявлением в данную комиссию, не может быть принят во внимание, так как на момент обращения истца в администрацию района данная комиссия не была создана.
Кроме того, то обстоятельство, что истица не включена в списки граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением в специализированном жилищном фонде, не исключает обязанность ответчика обеспечить ее данным жилым помещением.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.