судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Захарова Н.И.
судей Орловой О.А. и Нагайцевой Л.А.
при секретаре Еремкиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Дементьева А.В.на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 10 декабря 2012 года, которым постановлено:
"В иске Дементьеву А.В.к Управлению Министерства внутренних дел по Липецкой области, ГУ ВОГО и П МВД Российской Федерации о восстановлении трудового стажа, взыскании недополученного денежного содержания отказать"
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дементьев А.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Липецкой области, ГУ ВОГОиП МВД РФ о восстановлении трудового стажа, взыскании недополученного денежного содержания, ссылаясь на то, что с 31.01.2012 года по 11.04.2012 года был направлен в служебную командировку в "адрес", потом в "адрес"по 07.08.2012 года. Полагал, что весь период командировки должен быть засчитан в выслугу лет в льготном исчислении как один день службы за три дня, а не установленные ответчиком 66 дней, поскольку он ежедневно участвовал в проведении контртеррористической операции, выполняемые им ежедневно задачи входили в перечень боевых задач.
Просил признать незаконными приказы руководителя ВОГОиП МВД России в части установления количества дней его участия в контртеррористической операции, обязать УМВД России по Липецкой области засчитать ему в выслугу лет весь период служебной командировки с 31.01.2012 года по 07.08.2012 года в льготном исчислении из расчета один месяц за три месяца службы в связи с участием в контртеррористической операции в течение всего периода командировки, взыскать с УМВД России по Липецкой области недополученное денежное довольствие в сумме "данные изъяты", а именно: "данные изъяты"- неполученную надбавку в размере 60% должностного оклада в связи с выполнением специальных задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, "данные изъяты"- недополученное денежное довольствие в связи с неприменением ответчиком коэффициента 1,15 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1237, поскольку "адрес", где он выполнял служебно-боевые задачи с 12 апреля по 07 августа 2012 года, относится к высокогорной территории (свыше 1500 метров над уровнем моря).
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объёме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика УМВД России по Липецкой области по доверенности Юмашева В. В. иск не признала, объяснила, что право истца на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии не нарушено, правовых оснований для назначения истцу надбавки в размере 60% должностного оклада за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время не имеется, применение районных коэффициентов и процентных надбавок на него не распространяется. Все выплаты истцу произведены в соответствии с законодательством, регулирующим спорные отношения. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ГУ ВОГО и П МВД РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении указал, что ВОГОиП МВД РФ юридическим лицом не является, следовательно, не может являться надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Дементьев А.В. просит отменить указанное решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права и принять новое, которым удовлетворить требования в полном объеме.
Выслушав истца Дементьева А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 года N1255 (рассекречен Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2001 года N 61) "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" образована Объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее именуется - Объединенная группировка) с привлечением в ее состав объединений, соединений, воинских частей, подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и их подразделений, органов и подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федерального агентства специального строительства.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем контртеррористической операции.
Согласно статье 23 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Дементьев А.В. с 28.03.1996 года проходит службу в органах внутренних дел, с 14.07.2011 года состоит в должности "данные изъяты", приказом УМВД России по Липецкой области от 16.01.2012 года Nл/с Дементьев А.В. направлен в командировку сроком на 180 суток (без учета времени нахождения в пути) в "адрес", находился в составе оперативной группы ВОГОиП МВД России по "адрес"с 31.01.2012 года по 11.04.2012 года, а с 12.04.2012 года приказом ГУ ВОГО и П "адрес"был переведен вместе с отрядом на нвое место дислокации в "адрес", где продолжал выполнение служебно-боевых задач по 07.08.2012 года включительно.
Судом проверялись доводы истца о непосредственном участии истца в контртеррористических операциях в период всего периода командировки, о том, что выполняемые им ежедневно задачи входили в перечень боевых задач.
Исходя из определения контртеррористической операции, установленной статьей 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-Ф3 "О противодействии терроризму", а также положений статьи 12 названного закона, согласно которым решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение, суд пришел к правильному выводу, что непосредственное участие в контртеррористической операции истец принимал 66 дней, что подтверждается соответствующими выписками из приказов руководителя Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России от 05.04.2012 года Nл/с, от 04.05.2012 года Nл/с, от 30.05.2012 года Nл/с, от 03.07.2012 года Nл/с, от 03.08.2012 года Nл/с.
Указанные дни ( 66 дней, указанных в приказах) засчитаны истцу в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня, что не оспаривалось ответчиком, остальной период командировки - один день службы за полтора дня.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что данные выписки из приказов Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России не соответствуют действительности голословны и материалами дела не подтверждены, являются несостоятельными, так как опровергаются представленным по делу доказательствами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что все время нахождения истца в служебной командировке не может быть засчитано в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, поскольку само по себе нахождение в период командировки на территории, где проводится контртеррористическая операция, не может расцениваться как непосредственное участие в такой операции, если соответствующими приказами не подтверждено участие истца в специальных мероприятиях по пресечению террористической акции, обеспечению безопасности физических лиц, обезвреживанию террористов, минимизации последствий террористической акции и других мероприятиях, входящих в комплекс контртеррористической операции.
Ссылка истца о том, что суд не дал должную оценку Приказу Управления ФСБ РФ по республике Дагестан Nот 22.10.2011 года, в котором определено проведение контртеррористической операции судебная коллегия считает несостоятельной.
Время и сроки проведения контртеррористической операции, состав Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации не имеют правового значения при рассмотрении данного спора, поскольку судом первой инстанции исследовались факты личного участия истца в контртеррористической операции. Исходя из совокупности материалов дела, показаний допрошенных свидетелей С.И.И., К.В.В., которым дана надлежащая оценка, суд пришел к правильному выводу об отсутствии бесспорных доказательств, свидетельствующих о ежедневном участии истца в контртеррористических операциях в период всего периода командировки, следовательно, права истца на льготное исчисление выслуги лет не нарушены, оснований для удовлетворения требований о восстановлении трудового стажа не имеется.
Судом проверялись доводы истца о недоплате денежного довольствия в период нахождения его в командировке в составе Временной оперативной группировки войск и обоснованно признаны несостоятельными.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации либо проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Судебная коллегия согласна с выводом суда о том, что при разрешении данного спора в отношении истца подлежит применению Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1174, согласно которому сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, предусмотрена ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере двух месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью.
Ссылка истца на необходимость выплаты в его пользу надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время в размере 60 % должностного оклада, предусмотренной Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ и Правилами выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы основана на неверном толковании норм закона и не может служить основанием к отмене оспариваемого судебного решения.
Действительно, в соответствии с пунктом 4 Правил выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2011 года N 1122, если специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники, требует выполнения специальных задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, но не предусмотренных пунктом 3 Правил, может устанавливаться в размере до 60 % должностного оклада в соответствии с перечнями, утверждаемыми руководителями соответствующих государственных органов.
Приказом МВД РФ от 20.02. 2012 N 106 (приложение N2) утвержден Перечень должностей сотрудников ОВД, при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
Вместе с тем, занимаемая истцом должность - "данные изъяты"не входит в указанный Перечень, утвержденный приказом МВД РФ N 106 от 20.02.2012 года.
Довод апелляционной жалобы истца о необоснованности данного вывода суда в связи с отсутствием в материалах дела штатного расписания, является несостоятельным, поскольку должность истца, занимаемая им в УМВД по Липецкой области, которая является постоянным местом службы истца, сторонами не оспаривается, и подтверждается материалами дела в совокупности: копией послужного списка, командировочного удостоверения, приказами.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что основание для выплаты истцу ежемесячной надбавки за участие в контртеррористических операциях в размере двух месячных окладов предусматривает, в том числе, и выполнение им задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время. Выплаты истцу произведены в полном объеме на основании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, о чем подробно указано в судебном решении.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оснований для расчета истцу денежного довольствия с применением коэффициента 1,15 не имелось.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1237 утверждены Правила, определяющие порядок применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) (далее - коэффициенты) и процентных надбавок для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе находящихся в распоряжении командира (начальника, органа, организации, учреждения), проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (далее соответственно - районы (местности), сотрудники, военнослужащие)/ Согласно вышеуказанным Правилам в районах, расположенных на высоте 1500 - 2000 метров над уровнем моря, за исключением территорий, указанных в пункте 13, применяется коэффициент 1,15.
Как правильно установлено судом, территория сельского поселения "адрес", где Дементьев А.В. находился в командировке в составе ОГ ВОГОиП МВД России по "адрес", отнесена к высокогорной территории (свыше 1500 метров над уровнем моря).
Исходя из анализа пункта 11 Правил, определяющих порядок применения коэффициентов за службу в высокогорных районах, согласно которому выплата денежного довольствия с учетом коэффициентов и процентных надбавок сохраняется на все время пребывания военнослужащего (сотрудника) вне района (местности), связанного с исполнением обязанностей военной службы (службы), а также с нахождением в отпусках, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд пришел правильному выводу, что указанные коэффициенты применяются при прохождении службы в указанных районах на постоянной основе.
Учитывая, что истец находился в высокогорном районе временно в период командировки с 12.04.2012 года по 07.08.2012 года, и за ним сохранялась занимаемая штатная должность в УМВД России по г. Липецку, а также денежное содержание, предоставлены дополнительные гарантии и компенсации в связи с участием в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 года N 65, суд пришел к правильному выводу, что денежное довольствие истца не подлежит увеличению по указанным им основаниям.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно не привлек к участию в деле МВД РФ, являются несостоятельными, так как истцом требования к МВД РФ не заявлялись.
Доводы о том, что суд не истребовал приказы о продлении служебной командировки в составе ВОГО и П МВД РФ, о передислокации из "адрес", о месте дислокации в "адрес"не являются основаниями для отмены решения суда, так как обстоятельства и сведения о направлении в командировку и местах дислокации в Чеченской Республике и "адрес", а также времени нахождения в командировке, ответчиком не оспариваются.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию истца, высказанную в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 10 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дементьева А.В.- без удовлетворения.
Председательствующий ( подпись)
Судьи ( подписи)
Верно: Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.