судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Киселева А.П.
судей Орловой О.А. и Поддымова А.В.
при секретаре Еремкиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Распоповой А.С.на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 17 декабря 2012 года, которым постановлено:
" В исковых требованиях Распоповой А.С.к администрации городского поселения г. Чаплыгина об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и отмене постановления главы администрации городского поселения г. Чаплыгин об отказе в постановке на учет, отказать в связи с необоснованностью требований"
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Распопова А.С. обратилась в Чаплыгинский районный суд с иском к администрации городского поселения города Чаплыгина об обязании поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и отмене постановления главы администрации городского поселения. В обоснование заявленных требований ссылалась, что она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением главы администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области Nот 23.07.2012 года. Впоследствии постановлением главы администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области Nданное постановление было отменено и истцу Распоповой А.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано в соответствии с п. 3 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ, так как не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Поскольку истцом не совершались никакие умышленные действия по ухудшению жилищных условий, она не является собственником какого - либо жилого помещения, а смена ею регистрации носит вынужденный характер, просила суд отменить постановление главы администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области Nот 15.08.2012 года, как вынесенное с нарушением действующего законодательства и обязать администрацию городского поселения города Чаплыгина поставить е на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представители ответчика администрации городского поселения г. Чаплыгина в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что при постановке Распоповой А.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрация руководствовалась сведениями о том, что Распопова А.С. была вынуждена выписаться из квартиры сына ( "адрес") из-за невозможного совместного проживания. Затем учетное дело было передано в Управление социальной защиты населения по Липецкой области, которое указало на ошибочность принятого решения о постановке истца на учет, так как Распопова А.С. была снята с регистрационного учета по заявлению и поставлена на регистрационный учет по "адрес", при том с момента регистрации ее по другому адресу не прошло 5-ти лет. В связи с этим постановлением главы администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области Nпостановление Nот 23.07.2012 годабыло отменено и истцу Распоповой А.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано.
Представитель Управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явился, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в письменном отзыве ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что истец не может быть поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее 27 июня 2017 года, поскольку истица ухудшила свои жилищные условия, снявшись с регистрационного учета по прежнему месту жительства, в котором была обеспечена жилой площадью и зарегистрировалась 27 июня 2012 года по новому адресу по "адрес".
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Распопова А.С. просит отменить указанное решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав объяснения представителя истца Распоповой А.С. - Скоморохову Е.А., поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным Законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки ветеранам войны, в том числе и обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального Закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
-обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п. 1 ст.23.2 настоящего Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законом Липецкой области от 2 декабря 2004 года N 143-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения" органам местного самоуправления переданы полномочия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в связи чем, управление осуществляет контроль за целевым использованием материальных и финансовых средств, выделяемых на осуществление государственных полномочий.
Как установлено судом, истец Распопова А.С., является ветераном - участником Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы по общему заболеванию, с 08.02.1978 года Распопова А.С. была зарегистрирована и проживала в трехкомнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 61,5 кв.м., жилой 43,3 кв. м. По указанному адресу истец была обеспечена жильем.
Из материалов дела (л.д. 54), а также объяснений представителя истца Скомороховой Е.А. в апелляционной инстанции установлено, что Распопова А.С. участвовала в приватизации данной квартиры в 1993 году, 11.03.2004 года подарила свою долю в указанной квартире своему сыну Р.С.С., по состоянию на июнь 2012 года квартира принадлежала на праве собственности внучке истицы Р.И.С.- 1/2 доля и сыну истицы Р.С.С.- 1/2 доля.
Проживая по указанному адресу, истица обращалась в орган местного самоуправления о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ей было отказано, т.к. на момент обращения она имела право постоянного пользования данным жилым помещением и на долю каждого проживающего в этом жилом помещении приходилась площадь более учетной нормы, установленной в г.Чаплыгине.
Из материалов дела следует, что 05.08.2011 года Распопова А.С. снята с регистрационного учета по адресу: "адрес""А", нигде не была зарегистрирована до 27.06.2012 года, но, при этом 13.12.2010 года в администрацию городского поселения г.Чаплыгина предоставляла договор найма жилого помещения, согласно которому ее сын Р.С.С.сроком на три года предоставил своей матери Распоповой А.С. во временное пользование для проживания указанную квартиру, что следует из решения Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 10.08.2011 года.
Судом установлено, что действия по подаче заявлений о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии с регистрационного учета из квартиры по "адрес", и постановке на регистрационный учет 27.06.2012 года в квартире по "адрес", где зарегистрированы 5 человек, совершала в ее интересах ее дочь Х.Л.С.по доверенности от 30.11.2010 года, при этом доверенность ввиду плохого зрения Распоповой А.С. подписана по ее просьбе ее сыном Р.С.С.(л.д. 52). Последующие действия, связанные с постановкой на очередь на улучшение жилищных условий и иные необходимые действия по этому же вопросу, также совершала от имени Распоповой А.С. и с ее согласия по доверенности ее дочь Х.Л.С.
Судом установлено, сама истец по состоянию здоровья самостоятельно не передвигается, нуждается в постоянном постороннем уходе, уход за ней осуществляет знакомая ее дочери Х.Л.С., что подтвердила в судебном заседании свидетель Х.Л.С.Также из ее показаний следует, что в связи с тем, что Распопова А.С. является больным человеком, Х.Л.С.о снятии ее с регистрационного учета по "адрес"и регистрации по "адрес"рассказалаРаспоповой А.С. уже после совершения этих действий, против чего Распопова А.С. не возражала.
22.06.2012 года Р.С.С.подарил свою 1/2 долю в праве собственности в квартире по "адрес" Ч.А.В.
04 июля 2012 года от имени Распоповой А.С. в администрацию г. Чаплыгина было подано заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N214 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов", Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". При этом, местом ее регистрации и местом проживания указано жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", д. 42.
Постановлением главы администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области Nот 23.07.2012 годаистец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Как следует из объяснений представителя ответчика администрации городского поселения г. Чаплыгина, при постановке Распоповой А.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрация руководствовалась протоколом заседания жилищной комиссии N 5 от 20.07.2012г., которая в свою очередь учитывала протокол судебного заседания по гражданскому делу Nгода, где были даны пояснения свидетелей о том, что Распопова А.С. была вынуждена выписаться из квартиры сына ( "адрес") из-за невозможного совместного проживания.
Впоследствии, после возврата учетного дела истца из УСЗН Липецкой области и ОСЗН Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, в связи с тем, что Распопова А.С. принята на учет нуждающихся в жилье в нарушение действующего законодательства, постановлением главы администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области Nот 15.08.2012 года было отменено постановление Nот 23.07.2012 года и истцу Распоповой А.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано в соответствии с п. 3 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ, т.к. не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что снявшись с регистрационного учета по прежнему месту жительства, в котором истица была обеспечена жилой площадью, и зарегистрировавшись 27 июня 2012 года по новому месту жительства, истица ухудшила свои жилищные условия.
Таким образом, на момент вынесения постановления Nот 15.08.2012 года об отказе в принятии Распоповой А.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшения жилищных условий пятилетний срок со дня регистрации по новому месту жительства не истек.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции проверял доводы истца о том, что она не ухудшала намеренно свои жилищные условия, смена регистрации носит вынужденный характер, однако подтверждения данного факта не установлено.
Как следует из материалов дела, с регистрационного учета по адресу: "адрес"истец снята 05.08.2011 года, доказательств того, что данные действия носили вынужденный характер в материалах дела не имеется, нарушений процедуры снятия истца с регистрационного учета также не установлено, что подтвердил "данные изъяты", допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля.
Доводы истца о том, что она нуждается в постоянном уходе, осуществление которого было невозможно при проживании с сыном по адресу: "адрес", судебная коллегия признает необоснованными.
Так, из материалов дела, показаний свидетеля Х.Л.С.(дочери истца) следует, что в период проживания истца вместе с сыном, последний не чинил препятствий в уходе за матерью, в настоящий момент Распопова А.С. проживает у знакомой по адресу: "адрес", которая и осуществляет за ней уход, препятствий для переселения истицы без снятия ее с регистрационного учета не имелось.
Исходя из совокупности всех действий, осуществляемых от имени Распоповой А.С. по изменению места жительства и регистрации по иному месту жительства у "знакомых" непосредственно перед подачей заявлений о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подразумевает ее согласие на совершение этих действий при наличии неотмененной доверенности на имя ее дочери Х.Л.С., и подписанной от ее имени ее сыном Р.С.С., суд пришел к правильному выводу о совершении истцом действий по ухудшению жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы жалобы о том, что в решении суда не отражен факт допроса свидетелей не может повлечь отмены правильного по существу решения суда первой инстанции. При этом, судебная коллегия учитывает, что выводы суда согласуются как с показаниями допрошенных свидетелей, так и иными имеющими доказательствами по делу в совокупности.
Иные доводы апелляционной жалобы Распоповой А.С. со ссылкой на Международный пакт об экономических и политических правах, Конституцию РФ не опровергают выводов суда, а повторяют позицию истца в суде первой инстанции о том, что истец имеет право претендовать на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как участник Великой Отечественной войны, однако реализация этого права возможна с учетом положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции установлен факт совершения Распоповой А.С. действий, направленных на ухудшение жилищных условий, а доказательств обратного истицей в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции справедливо счел постановление главы администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области Nот 15.08.2012 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении законным, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены либо изменения решения суда по основаниям статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Распоповой А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.