судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Киселева А.П.
судей Жуковой Н.Н.
и Берман Н.В.
при секретаре Пироговой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело
по апелляционной жалобе истца Канина В.П.на решение Советского районного суда г.Липецка от 27 декабря 2012 года , которым постановлено:
Канину В.П.в удовлетворении заявления о признании незаконным решения УГИБДД УМВД России по Липецкой области от 29.11.2012г. об отказе в совершении регистрационных действий по постановке на учет транспортного средства отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канин В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа МОГТОР ГИБДД УВД России по Липецкой области от 29.11.2012г. в регистрации автомобиля ГАЗ 33023, принадлежащего истцу на праве собственности.
Свои требования истец обосновывал тем, что по договору купли-продажи от 31 августа 2010 года приобрел в собственность автомобиль "ГАЗ 33023, 2008 года выпуска, VIN N N, N двигателя N, кузов N, цвет белый. Автомобиль был снят с регистрационного учета в МОГТО АМТС УГИБДД г.Москвы и на него был выдан транзитный знак. По настоящее время Канин В.П., являясь добросовестным приобретателем автомобиля, не имеет возможности свободно им распоряжаться, поскольку МОГТОР ГИБДД УВД Липецкой области аннулировало регистрацию вышеуказанного автомобиля. Экспертным учреждением "НАМИ" г.Москва по инициативе истца 10 октября 2012 года была проведена экспертиза автомобиля ГАЗ 33023, по результатам проведения которой установлено, что указанное транспортное средство соответствует требованиям безопасности дорожного движения. 30 октября 2012 истец обратился в МОГТОР ГИБДД УВД России по Липецкой области с заявлением о регистрации автомобиля ГАЗ 33023, приложив к заявлению экспертное заключение от 10 октября 2012 года. Ответом УГИБДД УМВД России по Липецкой области N 10\1-К-123 от 29 ноября 2012 года Канину В.П. отказано в удовлетворении его заявления. Истец просит суд признать незаконным отказ МОГТОР ГИБДД УВД России по Липецкой области от 29.11.2012г. в регистрации автомобиля ГАЗ 33023 и обязать МОГТОР ГИБДД УВД России по Липецкой области произвести регистрацию данного транспортного средства.
В судебном заседании Канин В.П. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица УГИБДД УМВД России Липецкой области Брусененков Ю.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Канина В.П., ссылаясь на поддельный ПТС, что явилось основанием для аннулирования регистрации.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Канин В.П.
просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения Канина В.П., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт транспортного средства.
Порядок регистрации автотранспортных средств в органах ГИБДД определен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными приказом МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 года.
Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) и пр. (п. 3 Правил).
Согласно п. 51 указанных выше Правил при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства.
В силу абз. 4 , 6 п. 51 указанных Правил в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации транспортного средства, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В иных случаях при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Как установлено судом, Канин ВП. по договору купли-продажи от 31 августа 2010 года приобрел через автосалон ООО "Бинар" транспортное средство "ГАЗ 33023, 2008 года выпуска, VIN N N, N двигателя N, кузов N, цвет белый с ПТС, выданным ОАО "ГАЗ" 19.11.2008 года N N.
02.09.2010 г.была произведена регистрация данного автомобиля.
Поскольку в ходе проведенной МОГТОР ГИБДД УВД по Липецкой области проверки было установлено, что бланк паспорта транспортного средства Nимеет признаки подделки, то на основании заключения МОГТОР ГИБДД УВД по Липецкой области от 09 ноября 2010 года регистрационные действия с автомобилем ГАЗ 33023, VIN N N, N двигателя 405250, N, кузов N, шасси Nгос.номер N, были аннулированы. Свидетельство о регистрации Nи гос.номера Nвыставлены в базу утраченной спецпродукции. Информация об аннулировании выставлена в базу "Ограничения".
Согласно справке Экспертно-криминалистического центра УВД по Липецкой области об исследовании маркировочных обозначений автомобилей N 2445 от 28 декабря 2010 года, составленной в отношении автомобиля ГАЗ-33023 без г\н, маркировочное обозначение индентификационной маркировки " N N Nпредставленного а\м изменению или уничтожению не подвергалось и соответствует ТУ; маркировочное обозначение маркировки номера кузова " N" представленного а\м изменению или уничтожению не подвергалось и соответствует ТУ; маркировочное обозначение маркировки номера шасси " N" представленного а\м изменению или уничтожению не подвергалось и соответствует ТУ; маркировочное обозначение номера двигателя " N" представленного а\м изменению или уничтожению не подвергалось и соответствует ТУ; маркировочные таблички с индентификационными маркировками и способ их крепления не противоречит технологии используемой на предприятии-изготовителе; признаков замены маркируемых панелей кабины или их фрагментов с маркировками не выявлено.
Как следует из материалов дела, 30 октября 2012 истец обратился в УГИБДД УВД России по Липецкой области с заявлением о регистрации автомобиля ГАЗ 33023, приложив к заявлению экспертное заключение ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" от 10 октября 2012 года.
Согласно ответу УГИБДД УМВД России по Липецкой области N 10\1-К-123 от 29 ноября 2012 года Канину В.П. отказано в удовлетворении его заявления со ссылкой на поддельный ПТС.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований Канина В.П., исходил из того, что представленное им заключение по результатам идентификации транспортного средства не может являться бесспорным доказательством соответствия транспортного средства ГАЗ 33023 требованиям безопасности дорожного движения, поскольку истцом не представлено доказательств тому, что его автомобиль получил положительный результат проверки технического состояния в соответствии с Приложением 7 Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств.".
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 22.04.2011 г. N 5-п, выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника полномочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением, - иное вопреки предписаниям статей 35 (части 1 и 2) и 55 Конституции РФ означало бы несоразмерное ограничение права собственности, не обусловленное конституционно значимыми целями. Следовательно, сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с п. 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортного средства и прицепов к им в ГИБДД МВД РФ не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв.Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Процедура удостоверения соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств".
Как следует из анализа положений вышеуказанного Постановления Правительства РФ, Технический регламент устанавливает обязательные требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Подразделом 1 раздела 3 Технического регламента предусмотрена оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) перед их выпуском в обращение.
В силу п.16 Технического регламента оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Подразделение транспортных средств на типы и модификации для целей оценки соответствия осуществляется согласно приложению N 10.
Согласно ответу ООО "Коммерческие автомобили - группа ГАЗ" автомобиль ГАЗ 33023, 2008г.в., VIN N N, N двигателя NN кузова N, белого цвета соответствует Одобрению типа транспортного средства N N N N.
Также в материалах дела имеется и само Одобрение типа транспортного средства N N N, выданное 20.12.2007 года и действующее с 01 января 2008 года (л.д.22-26).
Кроме того, согласно справки ЗАО Гидропривод" от 03.09.2012 года 05.04.2008 года на ЗАО "Завод Гидропривод" было произведено переоборудование и выдан ПТС на автомобиль ГАЗ 33023, 2008г.в., белого цвета VIN : N N N, двигатель Nкузов NПереоборудован с установкой бортовой платформы модели 27962 В\ГАЗ- 33023. ПТС Nвыдан взамен ПТС Nв соответствии с одобрением типа транспортного средства N N N Nвыданным 01.02.2008г. ОС "САМТ-ФОНД".
Истцом представлено и само Одобрение типа транспортного средства N N N, выданное 01.02.2008 года (л.д.9-12).
Подразделом 2 раздела 3 Технического регламента предусмотрена оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение.
В силу п. 66 Технического регламента оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний.
Оценка соответствия проводится только в отношении полнокомплектных транспортных средств.
Целью оценки соответствия является удостоверение в том, что единичное транспортное средство соответствует требованиям, предусмотренным приложением N 5 настоящего технического регламента.
В подтверждении соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения Канин В.П. представил суду заключение ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" от 10.10.2012 года
по результатам индентификации транспортного средства, которым установлено, что конструкция транспортного средства 27962В категории N 1 соответствует требованиям Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" и транспортное средство может быть допущено к участию в дорожном движении при положительных результатах проверки его технического состояния на соответствие требованиям Приложения N7 Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств".
Подразделом 3 раздела 3 Технического регламента предусмотрена оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пунктом 76 Технического регламента установлено, что оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, проводится в отношении каждого зарегистрированного в установленном порядке в Российской Федерации транспортного средства в форме проверки его технического состояния, которая осуществляется в рамках государственного технического осмотра.
Целью проверки технического состояния транспортного средства является удостоверение в том, что транспортное средство соответствует требованиям, предусмотренным приложением N 7 к настоящему техническому регламенту.
Пунктом 77 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720, установлено, что порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, определяется законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ "О безопасности дорожного движения" находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.
В соответствии с п.2 ст.17 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в настоящей части представителя владельца транспортного средства);
2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, в соответствии с подразделом 3 раздела 3 Технического регламента предусмотрена только для транспортных средств, зарегистрированных в установленном законом порядке.
В данном же случае, автомобиль не зарегистрирован и в эксплуатации не находится, так как регистрационные действия в отношении данного автомобиля были аннулированы. Для рассмотрения же требований истца о восстановлении регистрационного учета транспортного средства, вопрос о соответствии автомобиля требованиям безопасности согласно п. 77 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, правового значения не имеет, поскольку эта процедура предусмотрена после того, как транспортное средство будет зарегистрировано.
В Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ не предусмотрено таких оснований для отказа в регистрации транспортного средства в Госавтоинспекции, как отсутствие данных о техническом осмотре.
В силу же п.51 указанных Правил в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Таким образом, поскольку само по себе отсутствие данных о техническом осмотре не является основанием для отказа в регистрации транспортного средства, принадлежащего Канину В.П., а другие доказательства соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств истцом представлены, то требования Канина В.П. о признании незаконным отказа МОГТОР ГИБДД УВД по Липецкой области N 10\1-К-123 от 29 ноября 2012 года в регистрации автомобиля "ГАЗ 33023", а также о возложении обязанности на МОГТОР ГИБДД УВД по Липецкой области произвести регистрацию данного транспортного средства с выдачей ПТС, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Наличие же производства по уголовному делу связано с фактом обнаружения подделки в паспорте транспортного средства истца, поэтому указанное обстоятельство не влияет на возможность дальнейшего использования транспортного средства как участника дорожного движения. Сам автомобиль следов изменения номерных обозначений узлов и агрегатов не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 27 декабря 2012 года отменить.
Постановить новое решение, которым требования Канина В.П.удовлетворить.
Признать незаконным отказ МОГТОР ГИБДД УВД по Липецкой области N 10\1-К-123 от 29 ноября 2012 года в регистрации автомобиля "ГАЗ-33023".
Обязать МОГТОР ГИБДД УВД по Липецкой области произвести регистрацию транспортного средства "
ГАЗ-33023",
VIN
N
N, N двигателя Nкузов N, шасси Nза Каниным В.П.с выдачей паспорта транспортного средства на указанный автомобиль.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.