судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Лепёхиной Н.В.,
судей
Москаленко Т.П., Федосовой Н.Н.
при секретаре
Лагуте К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Самсоновой Н.Н. на решение Добринского районного суда Липецкой области от 15 февраля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Самсоновой Н.Н. отказать.
Заслушав доклад судьи Лепёхиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самсонова Н.Н. обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты администрации Добринского района Липецкой области о перерасчете пенсии за выслугу лет, указывая, что до 23 января 2012 года получала пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Липецкой области N 207-03 от 05 декабря 2008 года "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих муниципальные должности Липецкой области и должности муниципальной службы Липецкой области". Сумма пенсии за выслугу лет составляла (сумма) руб. С 23 января 2012 года истице назначена трудовая пенсия по старости в сумме (сумма) руб., с учётом суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, приходящегося на нетрудоспособных членов семьи в размере (сумма) руб. и суммы с валоризацией пенсионных прав - (сумма) руб. Ссылалась на то, что ответчик незаконно уменьшает размер пенсии на (сумма) руб., причитающиеся на нетрудоспособную дочь, и сумму валоризации в размере (сумма) руб. ежемесячно. Сумма недоплаты пенсии по выслуге лет на 01 декабря 2012 года составила (сумма) руб. Просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по выслуге лет в сторону увеличения на сумму, приходящуюся на нетрудоспособного члена семьи, и сумму валоризации пенсионных прав, взыскать недоначисленную пенсию в сумме (сумма) руб., компенсацию морального вреда в сумме ( ... ) руб.
В дальнейшем истица неоднократно уточняла и дополняла исковые требования, указывая, что с 23 января 2012 года - с момента возникновения права на трудовую пенсию ответчик должен был определить размер доплаты к пенсии с учетом всех выплат по должности " ... отдела администрации Добринского района" на 23 января 2012 года. Просила взыскать недоплаченную пенсию за выслугу лет - (сумма) руб., недоплаченную за период с 23 января 2012 года по январь 2013 года ежемесячную доплату к пенсии за выслугу лет в сумме ( ... ) руб., компенсацию морального вреда в сумме ( ... ) руб., судебные расходы (л.д. 148, 149).
Представитель ответчика - отдела социальной защиты администрации Добринского района Липецкой области по доверенности Ишевских В.В. исковые требования не признала, объяснив, что распоряжением главы администрации района от 11 марта 2005 года N ... Самсоновой Н.Н. установлена пенсия за выслугу лет в сумме ( ... ) руб. Решением Добринского районного суда Липецкой области от 22 августа 2006 года размер пенсии увеличен до (сумма) руб. В дальнейшем указанная сумма проиндексирована на 24 %, что составило (сумма) руб. Поскольку разница между пенсией по старости и пенсией за выслугу лет составила (сумма) руб., истице ежемесячно выплачивается (сумма) руб. Указывала, что требования Самсоновой Н.Н. о перерасчете доплаты без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости при нетрудоспособных членах семьи и суммы, полагающейся в связи с валоризацией пенсионных прав, не основаны на законодательстве. Перерасчет пенсионной выплаты на день назначения трудовой пенсии законодательством не предусмотрен.
Представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, по доверенности Мельников А.А. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что с 23 января 2012 года на основании заявления Самсоновой Н.Н. ей назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях в сумме ( ... ) руб. С заявлением о перерасчете пенсии истица не обращалась, к размеру пенсии претензий не предъявляла.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Самсонова Н.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на неверное применение судом норм права.
Выслушав истицу Самсонову Н.Н., поддержавшую жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15декабря2001года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Федеральный закон, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности субъектов Российской Федерации, не принят. Поскольку финансирование пенсионных выплат муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности, осуществляется бюджетом Липецкой области, законодатель Липецкой области был вправе самостоятельно установить порядок пенсионного обеспечения указанной категории лиц за счет собственных бюджетных средств, соответствующий возможностям бюджета области, что не противоречит пункту "ж" части 1 статьи 72 и части 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Ежемесячная доплата к пенсии, установленная законодательством Липецкой области, не относится к выплатам по государственному пенсионному обеспечению, а является дополнительной к установленным федеральным пенсиям мерой социальной поддержки муниципальных служащих области и лиц, замещавших муниципальные должности.
Проанализировав нормы федерального пенсионного законодательства законодательство Липецкой области о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности, суд пришел к верному выводу, что спорные правоотношения регулируются правовыми нормами Липецкой области.
Как предусмотрено статьей 8 Закона Липецкой области от 2июля2007года N68-ОЗ "О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области" порядок установления, осуществления, приостановления и возобновления пенсионных выплат выборным должностным лицам местного самоуправления, замещавшим должности с 28 августа 1995 года до 12 января 1998 года; лицам, замещавшим муниципальные должности Липецкой области категории "А" с 12 января 1998 года до 1 июня 2007 года; лицам, замещавшим должности муниципальной службы категории "Б" и "В" до 7 июля 2007 года и уволенным в связи с ликвидацией, сокращением должностей в органах местного самоуправления области, муниципальных органах; лицам, замещающим муниципальные должности (депутаты, замещающие должности на постоянной основе), а также лицам, замещающим должности муниципальной службы, определяется в соответствии с Законом Липецкой области "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих муниципальные должности Липецкой области и должности муниципальной службы Липецкой области".
В силу части 2 статьи 2 Закона Липецкой области от 05 декабря 2008 года N 207-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих муниципальные должности Липецкой области и должности муниципальной службы Липецкой области" пенсионные выплаты устанавливаются и выплачиваются в виде ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством, либо в виде пенсии за выслугу лет в случаях, установленных настоящим Законом, при наличии стажа муниципальной службы, для лиц, замещающих муниципальные должности, при наличии необходимого периода замещения муниципальных должностей и иных оснований, установленных настоящим Законом.
Частью 2 статьи 5 указанного Закона Липецкой области предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещающим муниципальные должности области или должности муниципальной службы, имеющим на день увольнения стаж муниципальной службы 20 лет при условии замещения ими муниципальной должности области или должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением и уволенным по основаниям, предусмотренным абзацами пятым- восьмым части 1настоящей статьи.
Размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из месячного денежного содержания, установленного частью 2 статьи 4настоящего Закона, лиц, замещающих муниципальную должность области или должность муниципальной службы на день увольнения.
Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается независимо от достижения возраста, дающего право на установление пенсии по старости, назначаемой в соответствии с Федеральным закономот 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Со дня назначения пенсии в соответствии с федеральным законодательством размер пенсии за выслугу лет уменьшается на размер пенсии, установленной в соответствии с федеральным законодательством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Самсонова Н.Н. замещала должность муниципальной службы,с 14 января 2005 года ей назначена пенсия за выслугу лет (л.д. 70).
Вступившим в законную силу решением Добринского районного суда Липецкой области от 22 августа 2006 года определен размер пенсии Самсоновой Н.Н. за выслугу лет с 1 сентября 2006 года в сумме ( ... ) руб. в месяц (л.д. 74 - 77).
В настоящее время размер пенсии Самсоновой Н.Н. за выслугу лет составляет (сумма) руб. (л.д. 73).
23 января 2012 года Самсоновой Н.Н. назначена трудовая пенсия по старости в размере (сумма) руб. с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, приходящегося на нетрудоспособного члена семьи - (сумма) руб., и суммы, полагающейся в связи с валоризацией пенсионных прав - (сумма) руб. (л.д. 11).
Суд пришел к верному выводу, что с момента назначения Самсоновой Н.Н. трудовой пенсии пенсия за выслугу лет в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Липецкой области от 05 декабря 2008 года N 207-ОЗ подлежит уменьшению на размер трудовой пенсии, разница составляет (сумма) руб.
Решением администрации Добринского муниципального района Липецкой области Самсоновой Н.Н. назначена доплата к государственной пенсии в размере (сумма) руб. ежемесячно (л.д. 64).
Суд правильно признал, что требования Самсоновой Н.Н. об исключении из размера пенсии по старости сумм фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, приходящегося на нетрудоспособного члена семьи - (сумма) руб., и суммы валоризации пенсионных прав - (сумма) руб. не основаны на нормах законодательства Липецкой области.
Истица ссылается на положения пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым предусмотрено, что при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Между тем, приведенная правовая норма не регулирует вопросы назначения пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) лицам, замещавшим муниципальные должности Липецкой области и должности муниципальной службы, а распространяется на федеральных государственных гражданских служащих.
Отказывая в удовлетворении требований Самсоновой Н.Н. о перерасчете пенсии за выслугу лет, суд обоснованно исходил из преюдициального значения по настоящему делу решения Добринского районного суда г. Липецка от 22 августа 2006 года, вступившего в законную силу, которым определен размер пенсии Самсоновой Н.Н. за выслугу лет с 01 сентября 2006 года (л.д. 74-77). Указанным решением размер месячного денежного содержания, учтенного при определении размера пенсии истицы за выслугу лет, взят на день увольнения Самсоновой Н.Н.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поэтому суд правильно указал, что оснований для перерасчета месячного денежного содержания, из которого рассчитана пенсия Самсоновой Н.Н. за выслугу лет, не имеется. Назначение пенсии по старости не является основанием для перерасчета размера пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицу, замещавшему муниципальные должности или должности муниципальной службы, поскольку в силу части 2 статьи 5 Закона Липецкой области от 05 декабря 2008 года N 207-ОЗ месячное денежное содержание определяется на день увольнения муниципального служащего.
Доводы истицы, что право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих аналогично праву государственных служащих, основаны на неверном толковании приведенных правовых норм. Взаимосвязь видов службы и соотносительность основных условий пенсионного обеспечения не означает тождественность правового регулирования денежного содержания и социальных гарантий государственных служащих, финансируемых из федерального бюджета, и лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Липецкой области, финансируемых за счет бюджета Липецкой области.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену законного решения суда. Оснований к отмене судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добринского районного суда Липецкой области от 15 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самсоновой Н.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.