судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Орловой О.А. и Букреева Д.Ю.,
при секретаре Поповой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Пашинова Д.А.на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 22 января 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Пашинова Д.А.к отделу социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области о признании размера субсидии в сумме "данные изъяты"руб. неправильным, - отказать"
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пашинов Д.А. обратился в суд с требованиями к отделу социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области о признании установленного ему размера субсидии в сумме "данные изъяты"неправильным, мотивируя тем, что ответчиком принято решение о предоставлении ему субсидии, однако расчёт субсидии произвёл неверно, т.к. в совокупный доход семьи ошибочно включены выплаты в сумме "данные изъяты"фактически полученные Пашиновым Д.А. в октябре 2012 года, хотя совокупный доход семьи для исчисления данной субсидии должен исчисляться до сентября 2012 г. Кроме того, ответчик незаконно уменьшил сумму субсидии, до фактических затрат по оплате газоснабжения за октябрь 2012 года, в то время как субсидия должна начисляться с ноября 2012 года. Полагает, что размер субсидии ему должен быть установлен в размере "данные изъяты", поэтому просит признать определенный ответчиком размер субсидии в сумме "данные изъяты"неправильным.
В судебном заседании Пашинов Д.А. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель отдела социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представитель возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что рассчитанный размер субсидии превысил фактические расходы истца на оплату коммунальных услуг за потребление газа, в связи с чем истцу предоставлена субсидия в размере, равному факту затрат, то есть в размере "данные изъяты"на момент его обращения с заявлением о предоставлении субсидии.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Пашинов Д.А. просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Выслушав истца Пашинова Д.А., поддержавшего жалобу, представителя ответчика -отдела социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области Бочарникову Е.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия признает решение подлежащим отмене в соответствие со ст. 330 ГПК РФ, как постановленное с нарушением норм материального права.
Так, субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные, исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 этой статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761.
Из материалов дела следует, что 26.10.2012 года Пашинов Д.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с полным пакетом документов. Согласно указанным выше Правилам, отделом социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области принято решение от 29.10.2012 года о предоставлении субсидии заявителю и членам его семьи.
Данные обстоятельства и право истца на получение указанных мер социальной поддержки сторонами не оспариваются, поскольку спор возник только в сумме назначаемой субсидии.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании установленного размера субсидии "данные изъяты"незаконным, суд первой инстанции исходил из обоснованности расчета ответчика субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также законности снижения установленного размера субсидии до фактических затрат по оплате газоснабжения за октябрь 2012 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, основанными на неверном применении норм материального права.
Так, согласно п. 24 Правил при среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
С 2= ССЖКУ р * n - (МДД р /100) * Д * К,
где:
С 2 - размер субсидии (в рублях);
ССЖКУ р - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);
n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определенных в соответствии пунктом 18 Правил;
МДД р - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ( процентах);
Д ? совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 Правил;
К - поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:
СД
К = --,
ПМ
где:
СД - среднедушевой доход семьи (в рублях), исчисленный в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил;
ПМ - величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях), определяемая в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).
Таким образом, исходя из прямого указания Правил, в расчет субсидий должен включаться доход семьи истца за период до сентября 2012 года включительно, следовательно, пособие на ребенка, полученное им в октябре 2012 года, должно быть исключено из расчета субсидии, что не оспаривается обеими сторонами по делу, соответственно, размер субсидии для истца должен составлять "данные изъяты", исходя из следующего расчета: ( "данные изъяты"Обоснования расчета подробно изложены в возражениях на апелляционную жалобу истца.
Вместе с тем, уменьшение суммы субсидии, рассчитанной ответчиком до "данные изъяты"судебная коллегия полагает незаконным.
Действительно, в соответствии с пунктом 27 Правил, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии.
Получатели субсидий, использующие для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов), газ (при наличии газовых отопительных приборов), представляют платежные или иные документы, подтверждающие фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по окончании 2 сроков предоставления субсидий подряд.
В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.
Аналогичные положения закреплены в Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития РФ N 403 от 26.05.2006 года, согласно которым сравнение размера субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может осуществляться различными способами в зависимости от технических и организационных возможностей:
в течение субсидируемого месяца;
в следующем месяце, после субсидируемого месяца;
по окончании срока предоставления субсидии - за весь период предоставления субсидии (в том числе при предоставлении субсидии на твердое топливо). (пункт 93)
При превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства засчитываются в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет (пункт 94).
Из анализа указанных норм, следует, что сравнение получаемой субсидии с фактическими затратами должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки, в случае истца, использующего для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива газ (при наличии газовых отопительных приборов) - по окончании 2 сроков предоставления субсидий подряд.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение отдела социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области о снижении размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до фактически понесенных затрат по оплате газоснабжения за октябрь 2012 года до "данные изъяты"при назначении субсидии с 01 ноября 2012 года является незаконным.
Учитывая, что обстоятельства по делу установлены полно, но неверно применены нормы материального права, судебная коллегия, отменяя решение, полагает возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении требований Пашинова Д.А. в пределах заявленных доводов.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 22 января 2013 года отменить, постановить новое решение, которым действия отдела социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области по определению размера субсидии Пашинову Д.А.на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере "данные изъяты"признать незаконными.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.