Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе
Председательствующего: Киселева А.П.
Судей: Малыка В.Н. и Москалевой Е.В.
При секретаре: Лагуте К.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке 22.05.2013 г. дело по апелляционной жалобе Ощепковой Л.А.на решение Усманского районного суда от 12.03.2013 г., которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Ощепковой Л.А.к администрации сельского поселения Дрязгинского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области о признании постановления главы администрации сельского поселения Дрязгинского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области от 19.11.2012 г. N 37 об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 02.10.2012 г. отказать.
Заслушав доклад судьи Малык В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Ощепкова Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации сельского поселения Дрязгинского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области N 37 от 19.11.2012 г., которым ей отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заявительница полагает, что ей незаконно отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку она является вдовой умершего участника ВОВ Ощепкова В.И. и в силу закона имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Глава администрации сельского поселения Дрязгинского сельсовета против удовлетворения заявления возражал, пояснив, что Ощепковой Л.А. на законных основаниях отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку заявительница ранее проживала с дочерью Кушнаревой Л.В. по адресу "адрес"1 (общая площадь "данные изъяты"кв.м.) и выписавшись с этой жилплощади 08.12.2011 г. и зарегистрировавшись в жилом доме у внучки Афанасьевой С.Г. по адресу "адрес"(общая площадь "данные изъяты"кв. м. на пять человек), намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Представитель Управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явился.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Ощепкова Л.А. просит отменить решение суда и постановить новое решение об удовлетворении заявления, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, кроме того и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Выслушав Ощепкову Л.А. и ее представителей Осмачкина А.Н. (по доверенности), Гольдмана М.С.(по заявлению), поддержавших жалобу, главу администрации сельского поселения Дрязгинского сельсовета Тонких А.В., возражавшего против жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям , действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов Ощепкова Л.А. является вдовой участника ВОВ Ощепкова В.И., что подтверждается справкой военного комиссариата Липецкой области по Усманскому району и соответствующим удостоверением серии В-1 N 039251.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1) .
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как следует из объяснений Ощепковой Л.А. в 2004 г. она переселилась из Кыргызской Республики в Российскую Федерацию и была зарегистрирована по адресу "адрес", что подтверждается и отметкой в паспорте заявительницы. В последующем она переехала на жительство в Липецкую область и ДД.ММ.ГГГГг. была зарегистрирована по адресу ст. "адрес". Данное жилое помещение общей площадью "данные изъяты"кв.м. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. в последующем было приобретено в собственность Кушнаревой Л.В. - дочерью заявительницы. В связи с предстоящей продажей Кушнаревой Л.В. своей квартиры (сделка была совершена по договору от ДД.ММ.ГГГГг.), Ощепкова Л.А. вынуждена была выехать из данного жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГг. снялась с регистрационного учета и переселилась к своей внучке Афанасьевой С.Г. по адресу "адрес". Данный жилой дом общей площадью "данные изъяты"кв. м. принадлежит на праве долевой собственности Афанасьевой С.Г. - "данные изъяты"доли, Афанасьеву В.П. - "данные изъяты"доли, Афанасьеву В.П. - "данные изъяты"доли. Из справки администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет следует, что в данном доме проживает пять человек, т.е. на каждого члена семьи приходится по "данные изъяты"кв.м., при действующей в сельском поселении учетной норме 15 кв.м.
Судом установлено, что 01.10.2012 г. Ощепкова Л.А. обратилась в администрацию сельского поселения Дрязгинского сельсовета с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдовы участника ВОВ. Постановлением главы администрации сельского поселения от 19.11.2012 г. N 37 Ощепковой Л.А. отказано в постановке на учет по тем основания, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, граждан: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статья 52 ЖК РФ устанавливает, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.04.2007 г. N 258-О-О указал, что применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются
Анализ положений ст. 53 ЖК РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Обсуждая вопрос о законности и обоснованности вынесенного главой сельского поселения Дрязгинский сельсовет постановления N 37 от 19.11.2012 г., суд первой инстанции пришел к выводу, что Ощепковой Л.А. правильно отказано в постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку она намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью приобретения права состоять в очереди нуждающихся в жилье.
При этом суд указал, что к такому положению привели действия дочери заявительницы по продаже своей квартиры по "адрес"., а также регистрация и проживание Ощепковой Л.А. в доме своей внучки Афанасьевой С.Г. по "адрес".
Вместе с тем, суд так и не установил, какие конкретные действия совершила Ощепкова Л.А. с целью искусственного ухудшения своих жилищных условий, являются ли эти действия умышленными, недобросовестными и не привел ни одного доказательства в подтверждение своих выводов. Действия других лиц, которые привели к такому положению, не могут повлечь негативных последствий для заявительницы. Более того, являясь единоличным собственником квартиры "адрес"Кушнарева Л.В. в силу положений ст. 209 ГК РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом.
Нельзя признать умышленными и недобросовестными действия заявительницы по вселению и регистрации в жилом доме внучки по "адрес", поскольку в связи с предстоящей продажей своей квартиры Кушнаревой Л.В. эти действия были продиктованы сложившейся непростой для нее жизненной ситуацией и имеют вынужденный характер.
Материалами дела подтверждено, что Ощепкова Л.А. как вдова участника ВОВ не была обеспечена жильем ни в г. Новокузнецке, ни в Липецкой области, в настоящее время проживает в жилом помещении, где на каждого члена семьи собственника приходится по "данные изъяты"кв.м. жилой площади, что меньше учетной нормы, следовательно, является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В суде апелляционной инстанции Ощепкова Л.А. пояснила, что желает проживать одна, поскольку у родственников шумные, скандальные семьи, а ей нужен покой, полагающейся ей по закону жилплощадью ни с кем из них делиться не будет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что администрация сельского поселения Дрязгинского сельсовета Усманского района Липецкой области незаконно отказала Ощепковой Л.А. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не соответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, в силу положений ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Усманского районного суда от 12.03.2013 г. отменить и постановить новое решение.
Признать незаконным постановление администрации сельского поселения Дрязгинского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области N 37 от 19.11.2012 г.
Обязать администрацию сельского поселения Дрязгинского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области поставить Ощепкову Л.А.на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий с дня подачи заявления.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.