судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.
судей Жуковой Н.Н. и Федосовой Н.Н.
при секретаре Леоновой Е.А
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по
апелляционной жалобе ответчика Департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка на заочное решение Советского районного суда города Липецка от 18 июня 2013 года , которым постановлено:
Обязать Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации гор.Липецка выполнить работы по устранению сверхнормативного углубления канализационных люков относительно уровня дорожного покрытия "адрес".
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Липецка обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУ "Управление главного смотрителя г.Липецка" об обязании устранить сверхнормативное углубление люков относительно уровня дорожного покрытия "адрес".
Свои требования прокурор обосновывал тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации на указанном участке дороги были выявлены 2 канализационных люка, углубление крышек которых относительно уровня дорожного покрытия составляет 6 см и 8 см, что противоречит требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
С учетом уточненных требований прокурор Советского района г. Липецка просил обязать МУ "Управление главного смотрителя г.Липецка" устранить сверхнормативное углубление люков относительно уровня дорожного покрытия "адрес"а также возложить на администрацию г.Липецка субсидиарную ответственность по исполнению решения суда.
Определением суда от 29 апреля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации г.Липецка.
В судебном заседании представитель прокурора Советского района г. Липецка Моисеева А.С. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно.
Суд постановил заочное решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда , считая его незаконным и необоснованным, и вынести новое решение, которым обязать "Управление главного смотрителя г.Липецка" обязать устранить сверхнормативное углубление канализационных люков относительно уровня дорожного покрытия "адрес" .
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.4 ст.6 упомянутого Федерального закона органы местного самоуправления в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Порядок ремонта и содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.2 ст.17, ч.2 ст.18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.3 Устава г. Липецка, принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 25 декабря 2004 года N 539, к вопросам местного значения города Липецка относятся, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Сроки устранения выбоин и трещин составляют от 5 до 10 суток.
В соответствии с п.3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 люки смотровых колодцев должны соответствовать ГОСТ 3634.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0см. В соответствии с п.3.1.12 устранение недостатков, указанных в п.3.1.10, следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения. Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 часов.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года N 221 - установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов в других населенных пунктах.
Согласно п. 2.1 Устава МУ "Управление главного смотрителя г. Липецка" в обязанности Управления входит содержание и техническое обеспечение дорог г. Липецка.
Согласно приложению к Уставу МУ "Управление главного смотрителя г. Липецка", переданы на основе оперативного управления объекты внешнего благоустройства, в т.ч. дороги, расположенные в г. Липецке, с возложением обязанности по содержанию и ремонту дорог.
На основании п.2 ст.3 "Организация дорожных работ" Положения "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории города Липецка" (утв. решением Липецкого городского Совета депутатов от 18 июля 2006 года N 377) работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на территории города Липецка являются муниципальными нуждами города Липецка и выполняются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Судом установлено, что прокуратурой Советского района совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Липецку 29 января 2012 года была проведена проверка соблюдения действующего законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации.
Актом проверки от 29 января 2012 года установлено, что на автодороге "адрес"имеются 2 канализационных люка, углубление крышек которых относительно уровня дорожного покрытия составляет 6 см и 8 см, что противоречит требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Данные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что факт наличия указанных недостатков на участке автодороги свидетельствует о нарушении законодательства о безопасности дорожного движения.
Принимая решение о возложении на Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации г.Липецка обязанности выполнить работы по устранению сверхнормативного углубления канализационных люков относительно уровня дорожного покрытия , суд исходил из того, что в настоящее время МУ "Управление главного смотрителя г.Липецка", на балансе которого согласно Уставу МУ "УГС" находятся, в т.ч. дороги, расположенные в г.Липецке, не выполняет функцию заказчика по ремонту дорог.
В соответствии с п.1.1 Положения одепартаменте транспорта, дорогиблагоустройства администрации городаЛипецка (Утверждено решением сессии Липецкогогородского Советадепутатов от07.12.2011 года N391) Департамент является структурным подразделением администрации города Липецка, обеспечивающим реализацию полномочий по организации содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк.
Основной задачей Департамента является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа города Липецка (п.2.5 вышеназванного Положения).
В соответствии с п.п.3.4, 3.21, 3.23 Положения в его функции входит организация работ по ремонту, содержанию и сезонному обслуживанию автомобильных дорог местного значения городского округа город Липецк. Осуществление функций получателя и главного распорядителя средств городского бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечение деятельности Департамента и Соответствующих предприятий и учреждений. Осуществление функций, реализация прав и обязанностей муниципального заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для реализации возложенных на Департамент задач.
В целях реализации предоставленных Департаменту полномочий по организации работ по ремонту, содержанию и сезонному обслуживанию автомобильных дорог местного значения постановлением Администрации г.Липецка от15января2013г. N36 утвержден Порядок предоставления субсидий навозмещение затрат поремонту автомобильных дорог местного значенияисодержанию искусственных сооружений наних на2013год, которым установлен механизм предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг субсидии на возмещение затрат по ремонту автомобильных дорог местного значения и содержанию искусственных сооружений на них из средств бюджета города Липецка. Согласно п. 1.4 Порядка главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете города на предоставление субсидий является Департаме н т транспорта, дорог и благоустройства администрации г. Липецка.
Исходя из содержания вышеуказанных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений на автодороге, должна быть возложена на Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации г.Липецка, который является структурным подразделением администрации города Липецка, обеспечивающим реализацию полномочий по организации содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк, а также главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете города на предоставление субсидий навозмещение затрат поремонту автомобильных дорог местного значения.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Советского районного суда города Липецка от 18 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации г.Липецка- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.