судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Киселева А.П.
судей Жуковой Н.Н. и Москалевой Е.В.
при секретаре Поповой О.С.
с участием прокурора Кима И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело
по апелляционной жалобе территориальной избирательной комиссии Лев-Толстовского района на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 28 августа 2013 года,
которым постановлено:
Признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Лев-Толстовского района от 15 августа 2013 года об отказе в удовлетворении заявления Полякова Н.Б. о включении его в списки избирателей.
Обязать территориальную избирательную комиссию Лев Толстовского района до восьми часов 08 сентября 2013 года включить Полякова Николая Борисовича, 10.05.1937 г.рождения, уроженца "адрес", в список избирателей на предстоящие 08.09.2013 года выборы главы Лев Толстовского муниципального района Липецкой области Российской Федерации и выборы депутатов Совета! депутатов Лев Толстовского муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи
Жуковой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поляков Н.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Лев-Толстовского района от 15 августа 2013 года и обязании включить его в списки избирателей.
Свои требования заявитель обосновывал тем, что 08 августа 2013 года он обратился в территориальную избирательную комиссию Лев-Толстовского района с заявлением о включении его в списки избирателей для участия в голосовании на выборах главы Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области и депутатов Совета депутатов Лев-Толстовского [муницпального района Липецкой области. 15 августа 2013 года территориальная избирательная комиссия Лев- Толстовского района отклонила заявление Полякова Н.Б. по причине того, что заявитель имеет постоянную регистраци в "адрес"Поляков Н.Б. считает данный отказ незаконным, поскольку с 1990 года местом его постоянного жительства является "адрес"и просит обязать территориальную избирательную комиссию Лев-Толстовского района включить его в списки избирателей.
В судебном заседании Поляков Н.Б. поддержал заявленные требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель территориальной избирательной комиссии
Лев-Толстовского района Мамонтов Г.Л., представитель участковой комиссии N 13-05 Алексеев С.А. в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на то, что Поляков Н.Б. не обладает активным избирательным правом, поскольку не имеет постоянной регистрации в Лев-Толстовском районе.
Представитель администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет Цицаковская Н.М. в судебном заседании также возражала против удовлетворения требований Полякова Н.Б., ссылаясь на то, что заявитель зарегистрирован в "адрес"и активным избирательным правом в п. Лев-Толстой не обладает.
В судебное заседание представители администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области не явились, извещены надлежащим образом и своевременно.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе территориальная избирательная комиссия Лев-Толстовского района просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, а также на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав представителей территориальной избирательной комиссии Лев-Толстовского района по доверенности Лунева Б.А. и Пахомова АС., проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 1), существо и реальное содержание конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможнос+ь добровольного участия граждан в формировании органов народного представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
При этом всеобщее избирательное право означает, в принципе, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а государство может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации активного и пассивного избирательного права с учетом того, что непосредственно Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3) в обладании данным
конституционным правом отказано только Гражданам, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда.
Осуществляя на основании статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных принципов и норм, в том числе относящихся к условиям и пределам допустимых ограничений прав и свобод граждан, и не вправе отменять или умалять право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, представляющее собой неотъемлемый элемент конституционно-правового статуса гражданина в демократическом обществе и призванное обеспечить каждому гражданину на основе принципа равенства без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право быть полноправным субъектом народовластия и осуществлять его совместно о другими гражданами Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2000 года N 7-П, от 11 июня 2002 года NHO -П, от 9 ноября 2009 года N 16- П, от 22 июня 2010 года N 14-П, от 7 июля 2011 года N 15-П и др.).
Право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления предусмотрено ч. 1 ст. 4 Федерального N 67-ФЗ от 12.06.2002 г.
Согласно ч. 4 ст. 4 названного закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами| избирательного округа.
В списки избирателей на избирательны^ участках в силу п. 2 ст. 17 указанного Федерального закона включаются гр|аждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
Исходя из смысла п. 4 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждане Российской Федерации", а также согласно разъяснениям, изложенным в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа; основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории; указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 ФЗ N 67-ФЗ от 12.06.2002 г.).
В силу п.10 ст.17 ФЗ N 67-ФЗ гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки
референдума на разных избирательных участках, одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1794-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волчева Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области", применительно к участию граждан в выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления это означает, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся такие выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе.
Такое законодательное регулирование активного избирательного права обусловлено необходимостью обеспечения устойчивой взаимосвязи избираемых органов государственной и муниципальной власти с населением соответствующего публично-правового образования, способствует ответственному волеизъявлению избирателей на выборах и само по себе не может служить основанием для исключения гражданина, проживающего на территории, где проводятся выборы, из числа избирателей и лишения его возможности голосования.
Из анализа вышеуказанных норм права, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, судебная коллегия полагает, что при решении вопроса о включении j гражданина в списки избирателей принципиальное значение имеет место его проживания, а не наличие у него регистрации по месту жительства.
В силу ст. 10 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года N299-03 " О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области" и ст. 12 Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N60-03 "О выборах депутатов
представительных органов муниципальных образований в Липецкой области", выборы депутатов представительного органа нового созыва и глав муниципальных образований назначает представительный орган.
Решениями N394 и N395 от 18.06.20"] 3 года Совета депутатов Лев Толстовского муниципального района Липецкой области РФ IV созыва были назначены выборы главы Лев Толстовского муниципального района Липецкой области Российской Федерации и выборы депутатов Совета депутатов Лев Толстовского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 08 сентября 2013 года, данные решения были опубликованы в районной газете " Народное слово" N64 от 22 июня 2013 года.
Судом установлено, что 08 августа 2013 года Поляков Н.Б. обратился в территориальную избирательную комиссию Лев-Толстовского района с заявлением о включении его в списки избирателей.
15 августа 2013 года территориальная избирательная комиссия Лев-Толстовского района отклонила данное заявление Полякова Н.Б. по причине того, что заявитель имеет постоянное место регистрации в г.Москве.
Положениями ч. 1 ст. 259 ГПК РФ и ч. 1 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждане Российской Федерации" N 67-ФЗ от избирателей обратиться с заявлением в суд и (бездействие) органов государственной властй и местного самоуправления в случае нарушения избирательных прав граждан.!
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявления Полякова Н.Б., правильно исходил из того, что Поляков Н.Б. длительное время проживает по адресу: "адрес"и по указанному адресу зарегистрирован на срок с 22.01.2009 года по 21.01.2014 года, что подтверждается свидетельством N 11 от 22.01.2009 года.
О данном обстоятельстве свидетельствует и имеющийся в материалах дела ответ на запрос Управления Федеральной миграционной службы по Липецкой области от 27.08.2013 года о том, что Поляков Н.Б. зарегистрирован по месту пребывания по вышеуказанному адресу на срок с 22.01.2009 года по 21.01.2014 года, ранее по этому же адресу он имел временную регистрацию с 16.07.2003г. по 16.07.2004г.
Кроме того, факт проживания Полякова |Н.Б. в "адрес", принадлежащем ему на праве собственности, подтверждается справкой администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет от 26.08.2013 г. и ! договором купли-продажи от 28 сентября 1990 года.
Также представителями избирательной комиссии не оспаривалось то обстоятельство, что ранее до 2011 г. Поляков Н.Б. включался в списки избирателей и участвовал в муниципальных выборах.
С учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, а также учитывая, что у Полякова Н.Б. отсутствует злоупотребление правом, поскольку включение его в списки избирателей для участия в голосовании на муниципальных выборах на территории, где он длительное время фактически проживает и имеет регистрацию по месту пребывания, не позволит ему как избирателю проголосовать дважды на одних и тех же выборах, судебная коллегия считает, что вывод суда незаконности решения территориальной избирательной комиссии Лев- Толстовского района от 15 августа 2013 го/ца об отказе в удовлетворении заявления Полякова Н.Б. о включении его б списки избирателей является правильным. |
Признавая незаконным указанное выше решение, суд первой инстанции верно возложил на территориальную избирательную комиссиюи Лев Толстовского района до восьми часов 08 сентября 2013 года включить Полякова Н.Б. в список избирателей на предстоящие 08.09.2013 года выборы главы Лев Толстовского муниципального района Липецкой области.
Каких-либо доводов, которые подвергали бы сомнению правильность выводов суда первой инстанции и могли бы служить основанием для отмены решения, жалоба не содержит.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 28 августа 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориальной избирательной комиссии Лев-Толстовского района - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.