судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.
судей Федосовой Н.Н. и Москалевой Е.В.
с участием прокурора Пучковой С.Л.
при секретаре Санаровой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Соколовой Т.Ю.на решение Советского районного суда г.Липецка от 13 сентября 2013 года,
которымпостановлено:
" Соколовой Т.Ю.и Мартынович В.Г.в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Липецкой области от 01 августа 2013 года в принятии мер прокурорского реагирования отказать " .
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Соколова Т.Ю. и Мартынович В.Г. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа прокурора прокуратуры Липецкой области Зеленова А.Н. принимать меры прокурорского реагирования в отношении нарушений прав многодетных семей, состоящих на учете в администрации г. Липецка для предоставления квартир по договорам социального найма и обязать заинтересованное лицо отменить отказ принимать меры прокурорского реагирования. Свои требования заявители обосновывали тем, что 01 августа 2013 года прокурором Липецкой области был дан ответ Соколовой Т.Ю. на обращения от 03.06.2013, 18.07.2013, 22.07.2013, 23.07.2013 года, адресованные прокуратуре Липецкой области, а также обращения, поступившие в прокуратуру из аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о бездействии администрации г.Липецка по предоставлению жилых помещений многодетным семьям по договорам социального найма. В принятии мер прокурорского реагирования по заявлениям Соколовой Т.Ю. заявителю необоснованно было отказано, поскольку квартиры многодетным семьям не предоставляются. Ответ прокуратуры Липецкой области от 01.08.2013 года свидетельствует об уклонении прокуратуры Липецкой области от выполнения возложенных на нее законодательством обязательств.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе заявитель Соколова Т.Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу в пределах ее доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
В силу положенийглавы 25ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, в соответствии состатьей 255ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод; на гражданина (организацию) незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, изложенным вп. 28Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положенийстатьи 258ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии сп. 1Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно ст. 27 Закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина , принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба , и спользует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального З акона.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" определен порядок рассмотрения государственными органами и их должностными лицами обращений граждан.
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45.
В соответствии с п. 5.1 Инструкциио порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45 обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
На основании п. 4.12 Инструкциио порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45 прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом органа прокуратуры.
Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, заместителем Главного военного прокурора - в Главной военной прокуратуре, прокурором нижестоящей прокуратуры либо его заместителем. Сообщение об этом до истечения срока рассмотрения обращения направляется автору за подписью исполнителя.
Обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения на основании рапорта исполнителя в порядке, предусмотренном п. 2.14 настоящей Инструкции, с уведомлением об этом заявителя.
Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Судом установлено, что 01 августа 2013 года прокурором Липецкой области был дан ответ на обращения Соколовой Т.Ю. от 03.06.2013, 18.07.2013, 22.07.2013, 23.07.2013 года, адресованные прокуратуре Липецкой области, а также обращения, поступившие в прокуратуру из аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о бездействии администрации г. Липецка по предоставлению жилых помещений многодетным семьям по договорам социального найма. Данным ответом от 01.08.2013 года заявителю Соколовой Т.Ю. было отказано в принятии мер прокурорского реагирования по ее заявлениям. Ответ содержит в т.ч. информацию о том, что на основании утвержденного прокурором области заключения от 19.02.2013 года переписка с ней по изложенным в заявлениях вопросам была прекращена.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 25.03.2013 года, вступившим в законную силу, установлено, что Соколова Т.Ю. неоднократно обращалась в прокуратуру Липецкой области по аналогичным вопросам (нарушение жилищных прав), нарушений процедуры прекращения переписки со стороны прокуратуры Липецкой области не установлено.
В соответствии с положениями статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения должностного лица, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
О твет дан прокуратур ой Липецкой области в соответствии с требованиями и в пределах полномочий, предусмотренных ФЗ РФ "О прокуратуре РФ", является мотивированным и не наруша е т прав и интересов заявител ей.
П рокурор в рамках предоставленных ему законом полномочий самостоятельно избирает те или иные меры прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Как в иске, так и в жалобе заявитель Соколова Т.Ю. ссылается на то, что прокурором не принята во внимание представленная ею информация о не предоставлении администрацией г. Липецка квартир многодетным семьям по договорам социального найма с 2005 года и не выделении денежных средств на строительство жилья данной категории граждан с 1987 года и поэтому отказ прокурора в принятии мер прокурорского реагирования является незаконным.
Разрешая заявленные требования, суд исходя из анализа приведенных норм, пришел к выводу о том, что не усматривается бездействия прокуратуры Липецкой области.
Прокуратурой Липецкой области по заявлениям Соколовой Т.Ю. проводилась проверка соблюдения ее права на жилье.
Доводы о не выделении денежных средств на строительство жилья многодетным семьям с 1987 года рассматривались прокуратурой Липецкой области, были даны ответы, в т.ч. до прекращения переписки. Данные доводы были предметом рассмотрения суда.
Ответ из администрации города Липецка о том, что с 2005 года по настоящее время многодетным семьям квартиры по договорам социального найма администрацией города Липецка не предоставлялись, датирован 13.08.2013 года, тогда как обращения в прокуратуру и иные органы имели место быть ранее этой даты.
Причина, по которой переписка была прекращена, заявителем устранена не была.
Ответ прокурора, содержащий мнение прокурора об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, не порождает для заявителя каких-либо правовых последствий.
Само по себе несогласие заявител с содержанием ответа от 01.08.2013 года не может свидетельствовать о его незаконности.
Согласноч. 2 ст. 1ФЗ "О прокуратуре РФ", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер прокурорского реагирования, установленных положениямичасти 2и3 статьей 22ФЗ "О прокуратуре РФ", действующим законодательством не предусмотрена и в силу положенийстатьи 5ФЗ "О прокуратуре РФ" запрещена.
Кроме того, в соответствии сч. 2 ст. 21ФЗ "О прокуратуре РФ", при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Из исследованных материалов дела, представленных доказательств, не усматривается незаконности в отказе в принятии мер прокурорского реагирования.
Доводы апелляционной жалобы заявителя аналогичны доводам, положенным в основу заявления, которые были предметом судебного исследования и оценки, они не опровергают правильности выводов суда, а направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, исследованных судом в соответствии с правиламист. ст. 12,56,67ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 13 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Соколовой Т.Ю.без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.