судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.
с удей Федосовой Н.Н., Маншилиной Е.И.
при секретаре Артемовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Чекаловой ФИО9на решение Советского районного суда г. Липецка от 10 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Отказать Чекаловой ФИО10в удовлетворении исковых требований к администрации г. Липецка".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чекалова А.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Липецка с требованием о признании за ней права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, признании незаконным постановления администрации г. Липецка от 08.11.2012 года об отказе ей в выделении денежной субсидии на приобретение жилья; постановления администрации г. Липецка N 2374 от 15.11.2012г. о снятии её с учёта ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении, а также просила возложить на ответчика обязанность произвести выплату ей денежных средств в размере 1 002 600 рублей на приобретение 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Иск обосновывала тем, что она является несовершеннолетним узником фашистских лагерей, нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, однако администрация г. Липецка отказала ей в выделении денежных средств и сняла с учёта ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилом помещении. Считает действия ответчика неправомерными.
Представитель ответчика - администрации города Липецка исковые требования не признала, сочла их необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене решения суда, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, возражавшего против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права или свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов и должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права или свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом было установлено, что Чекалова А.И. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в связи с чем, ей выдано соответствующее удостоверения (л.д. 5).
Распоряжением заместителя главы администрации г. Липецка от 08.09.2011г. N 831-рз Чекалова А.И. была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ (л.д. 7).
Чекалова А.И. 16.10.2012 года обратилась в Управление по учёту и распределению жилья администрации г.Липецка с заявлением о выделении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Постановлением администрации города Липецка от 08.11.2012 года N 2324 в удовлетворении заявления ей было отказано по тому основанию, что Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не распространяется на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д. 8).
Постановлением администрации города Липецка от 15.11.2012 года N2374 Чекалова А.И. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" на нее не распространяется (л.д.9).
В соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Указанная норма приравнивает бывших несовершеннолетних узников фашизма по объему предоставляемых мер социальной поддержки к участникам Великой Отечественной войны.
Однако, как правильно указал суд, правовые основания обеспечения Чекаловой А.И. жильем во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 отсутствуют, поскольку на несовершеннолетних узников фашистских концлагерей действие названного правового акта не распространяется.
Как следует из содержания ответов Управления по учету и распределению жилья администрации города Липецка, а также Управления социальной защиты населения, представленных в суд апелляционной инстанции, Чекалова А.И. на дату отказа в выплате субсидии не являлась первоочередником, а потому не имела права на обеспечение жильем либо на предоставление субсидии во внеочередном порядке.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных перечисленных в этом Указе лиц.
Поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" во внеочередном порядке.
В связи с чем, суд правильно отказал в иске истцу о признании незаконным постановления администрации г. Липецка от 08.11.2012 года об отказе в выделении субсидии.
Поскольку законность постановления рассматривается на момент его принятия, а на тот момент оснований для предоставления субсидии не имелось, соответственно оснований для возложения на администрацию г. Липецка предоставить Чекаловой А.И. субсидию в размере 1002600 руб. на приобретение жилья не имеется, соответственно суд правильно отказал в удовлетворении данной части иска.
Как следует из ответа Управления по учету и распределению жилья от 27.11.2013 года по состоянию на 27.11.2013 года первоочередник в указанном списке значится с 20.02.2012 года, т.е. на дату принятия постановления от 08.11.2012 года Чекалова А.И. первоочередником не являлась, а первоочередник до настоящего времени не обеспечен жильем.
Как следует из постановления администрации города Липецка от 15.11.2012 года, Чекалова А.И. была снята с учета в качестве нуждающегося как лицо, на которое не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714, что согласуется с изложенными выше нормами.
Однако, Чекалова А.И., без соответствующего решения, на основании постановления, принятого по иным основаниям, необоснованно была исключена с учета (из списков) граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей в соответствии с ФЗ от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
Чекалова А.И. состояла на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", и ее право на получение установленных данным законом мер социальной поддержки по обеспечению жильем подлежит реализации в порядке очередности.
Как было указано ранее, пункт 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14 , 15 , 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 п.п. 2 указанной статьи установлено, что объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: в том числе участников Великой Отечественной войны
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 названной статьи предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Ст.1 Закона Липецкой области от 18.08.2006 N 318-ОЗ (ред. от 26.07.2013) "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" определено, что настоящий Закон определяет форму и порядок обеспечения жильем граждан, указанных в абзацах четвертом , девятом и десятом статьи 3 настоящего Закона, вставших в органах местного самоуправления на учет до 1 января 2005 года, а в отношении граждан, перечисленных в абзацах втором , третьем , пятом - восьмом статьи 3 настоящего Закона, независимо от даты постановки на учет в органах местного самоуправления.
В абз.2 ст.3 указанного Закона указана категория граждан, имеющих право на обеспечение жильем - участники Великой Отечественной войны. К данной категории относится и истец.
На основании указанных выше норм, вывод суда в решении о том, что истец в соответствии со ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" не имеет права на получение социальной выплаты, поскольку встала на учет нуждающихся 08.09.2011 года является ошибочным, поскольку ее право на обеспечение жильем как участника ВОВ не ставится в зависимость от даты постановки на учет в органах местного самоуправления, в связи с чем, этот вывод подлежит исключению из решения суда.
Право на обеспечение жильем зависит от факта нахождения на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст.3 Закона Липецкой области от 18.08.2006 N 318-ОЗ - обеспечение жильем осуществляется в порядке очереди исходя из даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и может осуществляться путём предоставления субсидии для оплаты стоимости жилого помещения на основании заключенного договора с застройщиком или продавцом
Таким образом, исходя из названных положений законодательства бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет в качестве таковых.
Действующее правовое регулирование содержит нормы, предусматривающие включение указанных категорий граждан в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, напротив, не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем.
Исходя из изложенного, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе быть включенными в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем как участника ВОВ, нуждающегося в улучшении жилищных условий, связано с нахождением гражданина на учете, с которого истец была необоснованно снята ответчиком, в связи с чем, исходя из существа заявленных истцом требований о восстановлении ее права, судебная коллегия, на основании вышеизложенного, находит необходимым дополнить решение суда, указанием на то, что администрация города Липецка обязана восстановить Чекалову ФИО11, 1937 года рождения, как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем с даты необоснованного ее исключения с учета -15.11.2012 года, считая ее состоящей на учете с 08.09.2011 года.
Чекалова А.И. на 15.11.2012 года не утратила право на предоставление мер социальной поддержки как участнику Великой Отечественной войны предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в порядке очереди.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 10 сентября 2013 года оставить без изменения.
Резолютивную часть решения дополнить следующим содержанием.
Обязать администрацию г. Липецка восстановить Чекалову ФИО12, 1937 года рождения, как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем с даты необоснованного ее исключения с учета -15.11.2012 года, считая ее состоящей на учете с 08.09.2011 года.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.