судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Маншилиной Е.И., Давыдовой Н.А.
при секретаре Еремкиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционную жалобу ответчика Торопчина Н.М.на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 17 октября 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Торопчина Н.М.снести гараж, возведенный им в охранной зоне газораспределительной станции Чаплыгин на земельном участке по адресу: "адрес"".
Заслушав доклад судьи Маншилиной Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Газпром трансгаз Москва" обратилось с иском к Торопчину Н.М. о сносе гаража, ссылаясь на то, что общество на основании договора аренды эксплуатирует принадлежащий ОАО "Газпром" магистральный газопровод-отвод высокого давления в комплексе с ГРС к "адрес". В районе "адрес" "адрес"в охранной зоне "адрес", которая составляет 100 метров, ответчиком возведен гараж на расстоянии 57 м. от газораспределительной станции. Поскольку указанная газораспределительная станция является опасным производственным объектом, то размещение в его охранной зоне строений недопустимо в силу законодательного запрета и отсутствия согласования с Обществом. Возведенный ответчиком гараж является самовольной постройкой, которая подлежит сносу.
В судебном заседании представитель истца ООО "Газпром трансгаз Москва" Еременок Л.А. исковые требования уточнила, указав, что в конкретной сложившийся ситуации снос гаража будет осуществлен за счет средств истца.
Ответчик Торопчин Н.М. и его представитель Торопчин А.Н. в судебном заседании не оспаривали, что гараж возведен в охранной зоне ГРС. Указали, что строительство гаража было осуществлено на земельном участке, предоставленном администрацией Чаплыгинского района.
Представитель третьего лица администрации Чаплыгинского муниципального района не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановил решение, которым иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик Торопчин Н.М. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав объяснения представителя ответчика Лучникова В.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Еременок Л.А., проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда
по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу требований ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Материалами дела установлено, что ООО "Газпром трансгаз Москва" на основании договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГэксплуатирует принадлежащий ОАО "Газпром" газопровод - отвод к ГРС "данные изъяты"высокого давления - 55 кг/см, диаметром трубы 325 мм, расположенный по адресу: "адрес"(л.д.47-55).
Строительство газораспределительной станции в "адрес"произведено на основании решения Липецкого областного Совета депутатов Nот ДД.ММ.ГГГГна земельном участке, предоставленном Елецкому линейному производственному управлению магистральных газопроводов решением Nот ДД.ММ.ГГГГ.
Газопровод-отвод к ГРС "адрес"введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Из технической документации на газопровод - отвод к ГРС " "адрес"" на момент ввода его в эксплуатацию следует, что на момент проектирования и строительства газопровода его местонахождение согласовано в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Данные о прохождении газопровода нанесены на карты земельных угодий, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ
Установлено, что газораспределительная станция " "адрес"" зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Также материалами дела установлено, что в районе "адрес" "адрес"в охранной зоне ГРС расположен гараж, возведенный Торопчиным Н.М. Расстояние от территории ГРС до гаража, возведенного ответчиком, составляет 57 м., что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик в судебном заседании не оспаривал, что возведенный им гараж находится в охранной зоне газораспределительной станции.
Согласно ч. 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с ч. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Данные положения закреплены и Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 г. N878.
Установление зон с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов было предусмотрено и ранее действующим законодательством - ст. ст. 21, 106 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 г. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года), ст. 83 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 г.
Пунктами 7, 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Совета министров СССР от 12.04.1979 N341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов" определено установление охранной зоны вокруг газораспределительных станций в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанного объекта на 100 метров во все стороны. Строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов.
В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, также были приняты Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9.
Названные Правила являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3).
Согласно п. 4.1 вышеуказанных Правил охраны магистральных трубопроводов, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вокруг компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил (п.4.2). В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается, в числе прочего возводить любые постройки и сооружения, производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта (п. 4.4).
Таким образом, сам факт нахождения в 100 - метровой охранной зоне газораспределительной станции каких-либо построек и сооружений, возведенных без согласия предприятия трубопроводного транспорта, может представлять потенциальную опасность для нормальной эксплуатации газораспределительной станции.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона "О газоснабжении Российской Федерации" здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Материалам дела установлено и ответчиком не оспаривалось, что гараж, возведенный ответчиком в районе "адрес", расположен на расстоянии 57 метров от территории газораспределительной станции, то есть в его 100 - метровой охранной зоне.
Как следует из материалов дела, согласование на возведение данного гаража с предприятием трубопроводного транспорта ответчиком получено не было.
Из материалов дела также следует, что ответчик не является собственником земельного участка, на котором им возведен гараж, и иных прав на земельный участок за ответчиком не зарегистрировано.
Ответчик в обоснование возражений ссылался на то, что земельный участок под строительство гаража был предоставлен ему в установленном законом порядке.
Действительно, согласно выписке из решения Чаплыгинского исполкома городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, Торопчину Н.М. разрешено строительство индивидуального гаража на выделенном земельном участке по "адрес"на основании решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ
Из акта об отводе земельного участка в натуре (на местности) от ДД.ММ.ГГГГследует, что на основании вышеуказанного решения от ДД.ММ.ГГГГпроизведен отвод земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального гаража по "адрес"площадью "данные изъяты"
Между тем, в акте указано, что застройщик имеет право приступить к строительству по утвержденому проекту только после заключения договора о возведении гаража на праве личной собственности и получения разрешения на производство строительных работ. Однако доказательств заключения договора, указанного в акте, после заключения, которого ответчик был вправе приступить к строительству гаража, либо иных доказательств, подтверждающих правомерность проведения строительных работ ответчиком в материалы дела не представлено, не содержит таких доказательств и апелляционная жалоба.
Из объяснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции следует, после выделения земельного участка ответчику под строительство гаража, он никаких действий по оформлению данного земельного участка не совершал, земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Гараж строился ответчиком индивидуально. Вэксплуатацию гараж в установленном порядке не вводился. Изложенное также свидетельствует о том, что возведенный ответчиком гараж по смыслу ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что газораспределительная станция относится к опасным производственным объектам, а также тот факт, что спорный гараж в нарушение вышеприведенных строительных норм и правил возведен без соответствующего согласования с предприятием трубопроводного транспорта в 100-метровой охранной зоне ГРС "адрес", установленной уже на момент строительства гаража, суд первой инстанции, правильно применив вышеприведенные нормы материального права, пришел к обоснованому выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о сносе гаража, возведенного ответчиком. Суд правильно указал, что сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан, эксплуатирующих данный объект, тем самым может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов истца, как эксплуатирующей газопровод организации, в виде неблагоприятных последствий в случае возникновения аварийной ситуации на газопроводе и причинении ущерба имуществу и здоровью граждан, находящихся в охранной зоны.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у истца процессуальных прав на обращение в суд с настоящим иском безосновательна, так как истец владеет магистральным газопроводом-отводом высокого давления в комплексе с ГРС к "адрес"на основании договора аренды.
Довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок был предоставлен ответчику в "данные изъяты"до регистрации права собственности ОАО "Газпром" на газопровод "данные изъяты"и возникновения у истца права аренды данного газопровода "данные изъяты"выводы с уда первой инстанции не опровергает, поскольку не освобождает ответчика от обязанности соблюдать охранную зону газораспределительной станции, принятой в эксплуатацию "данные изъяты"году. Доказательств того, что гараж выстроен с соблюдением требований законодательства, истцом не представлено.
Доводы жалобы ответчика о том, что сносом гаража ему будет причинен имущественный вред, при установленных по делу обстоятельствах, не может являться основанием для отказа в иске.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и оснований к отмене решения суда не содержат. Само по себе несогласие стороны с постановленным судом первой инстанции судебным решением не может в силу ст. 330 ГПК РФ повлечь его отмену. Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 17 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Торопчина Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.