судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Киселева А.П.
судей:
Курдюковой Н.А., Малыка В.Н.,
при секретаре:
Поповой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации городского поселения г.Грязи на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 07 ноября 2013 года, которым постановлено:
Признать Постановление администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 20 августа 2013 года N ... в части исключения из списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, незаконным с момента его принятия.
Возложить на администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области обязанность по восстановлению Гончарова М.С. и Гончаровой Е.С. в Списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гончаров М.С. и Гончарова Е.С. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения города Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным постановления N ... от 20 августа 2013 года об исключении их семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы федеральной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей", признании за ними права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и восстановлении их в списках участников подпрограммы.
Свои требования обосновывали тем, что постановлением главы администрации г. Грязи от 27 марта 2012 года N ... их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и включена в список молодых семей участников подпрограммы. 29.06.2012 года Гончаровым М.С. и Гончаровой Е.С. на условиях ипотечного кредитования была приобретена квартира, расположенная по адресу: г.Липецк, ул. ... , д ... , кв ... В связи с чем, 20.08.2013 года их семья незаконно была исключена из списка молодых семей - участников программы.
В судебном заседании истцы Гончаров М.С., Гончарова Е.С. поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель администрации городского поселения г. Грязи Грязинского района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик администрация городского поселения г.Грязи просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Обсудив доводы жалобы и возражения на неё Гончарова М.С. и Гончаровой Е.С., заслушав объяснения Гончаровой Е.С., возражавшей против удовлетворения жалобы , проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая Программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав также вошла Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В целях реализации Программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" на субъекты Российской Федерации возложено осуществление развития нормативной правовой базы, связанной с реализацией федерального законодательства на соответствующей территории (раздел V Подпрограммы).
Этим же Постановлением (N1050 от 17 декабря 2010 г.) утверждены "Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования".
Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050, социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого, жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации; е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В силу пункта 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно подпункту "г" пункта 15 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства среди прочих документов документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 15.1 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства среди прочих документов документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15.1 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15.1 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы вышеуказанными Правилами не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 27 Правил, для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы: в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами а-д пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами б-д пункта 15 настоящих Правил; в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом е пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами б-д и ж пункта 15.1 настоящих Правил.
В Липецкой области в целях реализации Программы, издан Закон Липецкой области от 27 декабря 2007 года N120-ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья", который явился нормативной правовой базой для реализации данной Программы.
Судом установлено, что семья Гончаровых с 27 марта 2012 года была включена как молодая семья в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы законно и обоснованно, что ответчиком не оспаривалось.
27.06.2012 года между ОАО Банк ВТБ 24 и Гончаровым М.С. был заключен кредитный договор, поручителем по которому является Гончарова Е.С., на покупку жилья с ипотекой (л.д.68-88)
27.06.2012 года Гончаровы приобрели в общую совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: г. Липецк, ул. ... , д. ... , кв. ... , на которое было зарегистрировано обременение: ипотека в силу закона (л.д.40).
Постановлением администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 20 августа 2013 года N ... , Гончаровы были исключены из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях семью в составе: Гончаров М.С., Гончарова Е.С., Г. - в связи с самостоятельным улучшением жилищных условий,
При таких обстоятельствах, исходя из того, что молодая семья была признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, в ключена в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на момент заключения жилищного займа состояла в органе местного самоуправления на учете данных лиц, и учитывая, что средства социальной выплаты могут использоваться, в том числе согласно п.2 подп. "г" Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", на уплату жилищного займа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обоснованности исковых требований.
Более того, как установлено судом, у истцов родился ребёнок и согласно законодательства субъекта, данная семья, как участник подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, имеет право на соответствующую социальную выплату.
Так согласно абз. 4 части 4 второго раздела областной целевой программы "О государственной поддержке в обеспечении жильём молодых семей на 2011-2015 годы, молодым семьям - участникам Программы предоставляется социальная выплата на погашение целевого займа (кредита) при рождении (усыновлении) одного и каждого следующего ребёнка. Размер социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребёнка определяется в соответствии с Законом Липецкой области от 27.12.2007г. N120-ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья".
Финансирование осуществляется согласно абз.5 этой части, за счёт средств областного бюджета ...
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал Постановление администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 20 августа 2013 года N ... , в части исключения истцов из списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, незаконным с момента его принятия и возложил на ответчика обязанность по восстановлению Гончаровых в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Доводы жалобы о том, что общая площадь жилья на одного члена молодой семьи превышает учетную норма, не имеет правового значения для дела, поскольку это улучшение произошло в результате приобретения жилья истцами как участниками программы по жилищному займу.
Доводы жалобы о том, что согласно п. 2 подп. "е" Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования распространяются на жилье по ипотечным кредитам, полученным до 1 января 2011г., не могут быть приняты во внимание, поскольку суд при разрешении спора данным подпунктом не руководствовался. Цитирование же всего п.2, не свидетельствует о том, что при разрешении спора суд руководствуется всеми позициями данного пункта.
В целом доводы жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства и иную оценку обстоятельств дела апеллянтом, что само по себе не свидетельствует о незаконности судебного постановления. Доводов дающих основание для сомнений в законности постановленного решения жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 07 ноября 2013 года -
оставить без изменения , а апелляционную жалобу -
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.