судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Поддымова А.В. и Орловой О.А.,
при секретаре Поповой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу заявителя Осмачкина А.Н. на решение Усманского районного суда Липецкой области от 13 сентября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Осмачкина А.Н. о признании незаконным ответа ОМВД России по Усманскому району Липецкой области от 26 августа 2013 года об отказе в допуске к осуществлению контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, отказать.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осмачкин А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ОМВД России по Усманскому району Липецкой области, ссылаясь на то, что он является экспертом общероссийского общественного движения "За права человека". 13 августа 2013 года он обратился в дежурную часть ОМВД России по Усманскому району с заявлением о предоставлении допуска в изолятор временного содержания для проведения проверки соблюдения прав человека. 26 августа 2013 года Осмачкину А.Н. дан ответ, в котором ему отказано в удовлетворении заявления. Считает, что ему необоснованно было отказано в допуске в изолятор временного содержания. Просит суд признать незаконным отказ ОМВД России по Усманскому району Липецкой области в допуске к осуществлению контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и обязать устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании Осмачкин А.Н. требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Усманскому району заявленные требования не признал, объяснив, что общественный контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания осуществляется наблюдательными комиссиями, образуемыми в субъектах Российской Федерации, и их членами. Общественные объединения оказывают содействие указанным лицам в порядке и формах, установленных Федеральным законом от 10 июня 2008г.N76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". ИВС ОМВД России по Усманскому району является режимным объектом, допуск на который осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами МВД России. Осмачкин А.Н. не является членом наблюдательной комиссии и не уполномочен осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе заявитель Осмачкин А.Н. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав Осмачкина А.Н., поддержавшего доводы жалобы, п роверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащегося, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ч.ч.2,3,4 ст.50 Федерального закона от 7 февраля 2011г. N3-ФЗ "О полиции" Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005года N32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008года N76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.
В силу ст.5 Федерального закона от 10 июня 2008г.N76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" к субъектам осуществления общественного контроля отнесены общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона (далее - общественные наблюдательные комиссии); члены общественных наблюдательных комиссий.
В соответствии со ст.16 названного Федерального закона к полномочиям членов общественной наблюдательной комиссии относится посещение в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии мест принудительного содержания.
Иные общественные объединения оказывают содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, по согласованию с администрациями мест принудительного содержания в порядке и формах, предусмотренных ст.ст.21,22 упомянутого Федерального закона.
При этом полномочиями осуществлять контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания они не наделены.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Осмачкин А.Н. является экспертом Общероссийского общественного движения "За права человека".
14 августа 2013 года в ОМВД России по Усманскому району поступило заявление Осмачкина А.Н. с просьбой организовать ему свободный доступ на территорию изолятора временного содержания для осуществления контроля за соблюдением прав человека.
В ответе ОМВД России по Усманскому району Липецкой области от 26 августа 2013 года Осмачкину А.Н. было отказано в удовлетворении его заявления.
Поскольку Осмачкин А.Н. не является членом общественной наблюдательной комиссии, а Общероссийское общественное движение "За права человека" и его эксперты законом не наделены полномочиями посещать места принудительного содержания в целях контролирования соблюдения прав граждан, находящихся там, поэтому суд правильно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Оспариваемые действия ОМВД России по Усманскому району совершены в соответствии с законом в пределах полномочий.
Довод Осмачкина А.Н. о том, что он вправе осуществлять контроль за соблюдением прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания, не основан на законе.
В силу ч.1 ст.50 Федерального закона от 7 февраля 2011г. N3-ФЗ "О полиции" граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.
Федеральными законами, регулирующими правоотношения в данной сфере, граждане, Общероссийское общественное движение "За права человека", а также эксперты данного общественного объединения правом посещать места принудительного содержания в целях контролирования соблюдения прав граждан, находящихся там, не наделены.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 13 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Осмачкина А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.