Судья Липецкого областного суда Жукова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа д. Сухой Семенёк Измалковского муниципального района Липецкой области" на постановление судьи Елецкого районного суда Липецкой области от 05 сентября 2013 года, которым постановлено:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная шк ола д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты") рублей.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области" прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, судья
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Елецкого районного суда Липецкой области от 05 сентября 2013 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная шк ола д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и подвергнут о наказанию в виде административного штрафа в "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты"рублей.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области" прекращено в связи с истечением срока давности для привлечения к административной ответственности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная шк ола д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области" обратилось в Липецкий областной суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить в части привлечения данного учреждения к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, ссылаясь на малозначительность.
Выслушав представителя школы директора Барабан Т.П., поддержавшую доводы жалобы, возражения против жалобы представителя Управления образования и науки Липецкой области Павловской О.В.,проверив материалы дела, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
Как следует из материалов дела, 8-9 августа 2013 года на основании приказа управления образования и науки Липецкой области от 31.07.2013 N715 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" была проведена проверка соблюдения лицензиатом Му ниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Основная общеобразовательная шк ола д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области" лицензионных требований и условий.
В ходе указанной проверки специалистом-экспертом отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования управления образования и науки Липецкой области Виноградовой С.А. было установлено, что МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области ведет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований.
По данному факту в отношении МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 и ч.3 ст.19.20 КоАП РФ от 12 августа 2013 года.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 12 августа 2013 года, основанием для возбуждения в отношении МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области дела об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ послужило допущенное данным учреждением нарушение подпункта 1 пункта 9 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в части реализации программы дошкольного образования без соответствующего разрешения (лицензии), отсутствия лицензии по адресу: Липецкая обл., Измалковский р., с. Измалково, ул. Школьная, д. 69 по месту организации питания обучающихся.
Часть 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
На основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ, рассматриваемое судьей, составляет три месяца со дня его обнаружения.
Проанализировав представленные в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что срок привлечения МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области к ответственности по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, исходя из приказа по отделу народного образования администрации Измалковского района от 22 марта 2006 года N 63 и приказа Измалковского муниципальный район МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области от 22 марта 2013 года следует исчислять с 22 марта 2013 года.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку на момент составления в отношении МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области протокола об административном правонарушении от 12 августа 2013 года срок давности привлечения данного учреждения к ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ истек 22 июня 2013 года, суд обоснованно прекратил производство по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В данной части постановление суда МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области не оспаривается.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 12 августа 2013 года основанием для возбуждения в отношении МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области дела об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ послужили допущенные данным учреждением при ведении образовательной деятельности нарушения лицензионных требований и условий, а именно:
нарушение п.5 "б" Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N174, Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 N 1312, пункта 19.3 Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 , в части несоответствия структур ы учебного плана начального общего образования МБОУ ООШ с. Сухой Семенёк требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования, Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( не выделен ы предметны е област и , обязательн ая част ь и част ь , формируем ая участниками образовательного процесса );
нарушение п.5 "б" Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N174, части 1 Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004N 1 089, в части не выполнения требовани й , предъявляемы х к реализации программы общего образования ( рабочи е программ ы по предметам "Биология", "География 6 класс", "Технология", "Искусство 8 класс", "История 9 класс" не содержат краеведческ ого модул , учитывающ его региональные особенности );
нарушение пункта 1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", подпункта 1 пункта 6 Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 N 2106 , в части несоблюдения установленны х законодательством РФ требовани й к помещениям ( отсутств ие туалет ов и ограждени по периметру территории учреждения ) .
Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна); влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" пункта 5 настоящего Положения.
Пунктом 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 174 от 16 марта 2011 года определен перечень лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
Согласно подп. "б" п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года N 174, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Однако полагаю, что поскольку нарушения п.5 "б" Положения о лицензировании и части 1 Федерального компонента государственных образовательных стандартов, вменяемые в вину школе, касались учебного плана на 2012-2013 г., а учебный год 2012-2013 г. закончился 30.05.2013 г., то следовательно, на момент вынесения постановления 05.09.2013 г. трехмесячный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5. КоАП РФ истек. Таким образом, за указанные выше нарушения школа не могла быть подвергнута административному наказанию.
В тоже время считаю, что имеет место длящееся нарушение Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106, которые в подп. 1 пункта 6 устанавливают, что требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям сбережения здоровья обучающихся, воспитанников включают в себя соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
Поскольку МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области, исходя из представленных в деле доказательств, осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), то вывод суда о том, что действия данного юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.20 частью 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются правильными.
Доказательств тому, что школа предпринимала все зависящие от него меры по соблюдению условий лицензии, не представлено. Более того, представленные в суд апелляционной инстанции документы свидетельствуют о том, после привлечения административной ответственности началось строительство туалета и ограждения территории школы.
Оснований для переоценки установленных судом фактических обстоятельств дела не имеется.
Административное наказание назначено судом МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой областив пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что совершенные МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области правонарушения являются малозначительными, повлечь отмену судебного постановления не могут.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку совершенные МБОУ ООШ д. Сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области правонарушения затрагивают сферу здоровья детей, по своему характеру свидетельствует о существенном нарушении охраняемых правоотношений, в связи с чем, имеет повышенную степень общественной опасности, доводы о применении малозначительности несостоятельны.
Исходя из содержания ст.2.9 КоАП РФ имущественное и финансовое положение школы не может являться основанием для применения к школе положений КоАП РФ о малозначительности.
Постановление судьи Елецкого районного суда Липецкой области от 05 сентября 2013 года соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству. Оснований для его отмены не имеется. Жалоба Муниципальн ого бюджетн ого образовательн ого учреждени "Основная общеобразовательная школа д. Сухой Семенёк Измалковского муниципального района Липецкой области" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
РЕШИЛА:
Постановление судьи Елецкого районного суда Липецкой области от 05 сентября 2013 года о привлечении Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа д. Сухой Семенёк Измалковского муниципального района Липецкой области" к административной ответственности по ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ, а также в части прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения Основная общеобразовательная школа д. Сухой Семенёк Измалковского муниципального района Липецкой области" по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа д. Сухой Семенёк Измалковского муниципального района Липецкой области" - без удовлетворения.
Судья Н.Н. Жукова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.