судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Брик Г.С.,
судей Поддымова А.В. и Нагайцевой Л.А.,
при секретаре Поповой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка области от 11 ноября 2013 года, которым постановлено:
признать незаконным в части и отменить постановление главы администрации г. Липецка N220 от 24 января 2007 года (п.4.1), и распоряжение главы администрации гор. Липецка N476-р от 11 марта 2008 года (п.1.2) об исключении из муниципальной казны недвижимого имущества - дома N9 по пл. Революции г. Липецка.
Признать незаконным и отменить постановление главы администрации г. Липецка N26 от 17 января 2012 года в части исключения из реестра муниципальной собственности г. Липецка недвижимого имущества - дома N9 по пл. Революции г. Липецка (п.8 приложения).
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Липецка обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и отмене постановления администрации г. Липецка N26 от 17 января 2012 года в части исключения из реестра муниципальной собственности г. Липецка недвижимого имущества - дома N9 по пл. Революции г. Липецка и о понуждении администрации г. Липецка выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия.
Свои требования прокурор обосновывал тем, что указанное здание с 2002 года является выявленным объектом культурного наследия, однако администрацией г. Липецка в нарушение требований законодательства об объектах культурного наследия принято постановление об исключении его из реестра муниципальной собственности и сносе.
С учетом измененных требований, прокурор Советского района г. Липецка просил признать незаконными действия администрации г. Липецка об исключении административного здания по адресу: "адрес"из реестра муниципальной казны и реестра муниципальной собственности г. Липецка; отменить постановление администрации г. Липецка N26 от 17 января 2012 года в части исключения недвижимого имущества на "адрес"из реестра муниципальной собственности г. Липецка; отменить распоряжение главы города Липецка N476-р от 11 марта 2008 года в части исключения недвижимого имущества на "адрес"из муниципальной казны г. Липецка; отменить постановление главы города Липецка N220 от 24 января 2007 года в части исключения недвижимого имущества на "адрес"из муниципальной казны г. Липецка.
В судебном заседании представитель прокуратуры Советского района г. Липецка требования поддержал.
Представитель администрации г. Липецка, возражая против удовлетворения требований, объяснил, что по данным технического паспорта здание возведено в 1961 г ... Оспариваемые акты были приняты во исполнение распоряжения главы администрации г. Липецка N1855-р от 7 апреля 2006 года "Об утверждении проекта границ и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства административного здания на пл. Революции".
Представитель Управления культуры и искусства Липецкой области полагал подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Представитель ООО "ИК "ЛКБ-Финанс" оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе администрация г. Липецка просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав представителя администрации г. Липецка Ушкова С.А., прокурора Копытину Г.И., представителей Управления культуры и искусства Липецкой области Головину Т.Д., ООО "ИК "ЛКБ-Финанс" Федотова Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.
В силу ч.1 ст.254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.6 названного Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.1 ст.33 упомянутого Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п.8 ст.18 указанного Федерального закона от 25 июня 2002 г. выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.2 ст.48 упомянутого Федерального закона особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.48 данного Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с п.4 ст.50 упомянутого Федерального закона при отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), по выполнению требований к условиям доступа к нему граждан, иных обеспечивающих его сохранность требований, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.28 Федерального закона от 25 июня 2002г. N73-ФЗ в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Экспертиза проводится на основании сведений о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия.
В соответствии со ст.23 данного Федерального закона исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: 1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы; 2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления). Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Аналогичные нормы содержатся в п.4 ст.6 Закона Липецкой области от 31 августа 2009 г. N 301-ОЗ "О правовом регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Липецкой области".
Из изложенных норм права следует, что выявленный объект культурного наследия может быть исключен из реестра муниципальной собственности в связи с его списанием только при осуществлении особой административной процедуры.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с подп.18 п.1 ст.3 Устава города Липецка к вопросам местного значения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города.
Согласно п.2 гл.1 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Липецка" (утв. решением Липецкого городского Совета депутатов от 20 сентября 2005 г. N 120) под управлением и распоряжением муниципальной собственностью понимается осуществление от имени города Липецка и в интересах его населения уполномоченными органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной действующими правовыми актами, прав владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии с п.3 гл.1 упомянутого Положения особенности управления и распоряжения средствами местного бюджета, природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, а также особенности осуществления отдельных полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью определяются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Липецкой области и правовыми актами города Липецка.
Пунктом 3 главы 2 названного Положения установлено, что право муниципальной собственности прекращается в случаях, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В п.3.5 ст.3 Положения "О муниципальной казне города Липецка" (утв. решением Липецкого городского Совета депутатов от 27 января 2005 г. N 10) указано, что муниципальное имущество исключается из казны при его списании в соответствии с Положением "О порядке списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности города Липецка".
В соответствии с п.2.1 Положения о порядке списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности г. Липецка (утв. решением Липецкого городского Совета депутатов от 16 сентября 2003 г. N 385) списание - заключительная хозяйственная операция при использовании основных средств, включающая в себя следующие мероприятия для муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны города Липецка (в том числе переданного в пользование третьим лицам) - определение технического состояния каждой единицы ОС; оформление необходимой документации; издание управляющим имуществом казны распоряжения о списании; демонтаж, разборка, выбраковка и оприходование возможных возвратных материальных ценностей, сортировка и утилизация вторичного сырья, осуществляемые сторонними организациями на договорной основе; принятие решения Главы города об исключении имущества из казны; исключение соответствующего имущества из Реестра муниципальной собственности города Липецка.
Согласно п.2.6.4 названного Положения с баланса предприятий, учреждений и организаций могут быть списаны движимые и недвижимые объекты, пришедшие в негодность, вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, нарушения нормальных условий эксплуатации и хранения. При этом указанные объекты могут быть списаны лишь в тех случаях, когда восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно, а также, если они не могут быть в установленном порядке реализованы или переданы другим организациям.
Судом установлено, что приказом начальника ГУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" N18 от 15 июня 2002 года административное здание (арх. Говорухин, конец XIX века), расположенное по адресу: "адрес"включено в список выявленных объектов культурного наследия г. Липецка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19 августа 2013 года указанное здание принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Липецк.
Распоряжением главы администрации г. Липецка N1855-р от 7 апреля 2006 года "Об утверждении проекта границ и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства административного здания на пл. Революции" ООО "ИК "ЛКБ Финанс" предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 1683 кв.м. для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства административного здания на пл. Революции г. Липецка.
Постановлением главы г. Липецка N220 от 24 января 2007 года "О внесении изменений в распоряжение главы администрации г. Липецка N1855-р от 7 апреля 2006 года" внесены изменения в распоряжение главы администрации г. Липецка N1855-р от 7 апреля 2006 года:
в пунктах 1,2 изменена площадь земельного участка с 1683 кв.м. на 2460 кв.м.;
пункт 3 дополнен пунктами 3.7. и 3.8 в следующей редакции: "3.7.Произвести за счет собственных средств снос расположенного на участке здания"; "3.8.Компенсировать стоимость снесенного здания путем перечисления денежных средств в размере оценочной стоимости указанного здания, определенной независимым оценщиком, имеющим лицензию на данный вид деятельности в УФК по Липецкой области (Департамент экономики) на расчетный счет ... ";
пункт 4 дополнен пунктом 4.1. следующего содержания: "4.1.Департаменту экономики администрации г. Липецка (Мигита В.А.) списать в установленном порядке существующее здание, расположенное по адресу: пл. Революции, 9, и исключить из состава муниципальной казны г. Липецка".
Пунктом 1.2. распоряжения главы г. Липецка N476-р от 11 марта 2008 года "О внесении изменений в постановление главы администрации г. Липецка N355 от 23 мая 2005 года" указанное здание исключено из муниципальной казны г. Липецка.
Постановлением администрации г. Липецка N26 от 17 января 2012 года "Об исключении из реестра муниципальной собственности" Липецка (п.8 приложения) указанное здание исключено из реестра муниципальной собственности.
Доказательств того, что при исключении из муниципальной казны и реестра муниципальной собственности г. Липецка в связи со списанием выявленного объекта культурного наследия г. Липецка были выполнены требования законодательства о проведении особой административной процедуры, материалы дела не содержат.
Из представленных прокурором фотографий, п.3.8 распоряжения главы администрации г. Липецка N1855-р от 7 апреля 2006 года и объяснений представителя ООО "ИК "ЛКБ Финанс" о перечислении обществом администрации г. Липецка денежных средств в счет компенсации за сносимое здание следует, что полной физической утраты объекта культурного наследия не наступило.
При таких обстоятельствах с учетом изложенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности постановления главы г. Липецка N220 от 24 января 2007 года, распоряжения главы г. Липецка N476-р от 11 марта 2008 года, постановления администрации г. Липецка N26 от 17 января 2012 года в части исключения из муниципальной казны и реестра муниципальной собственности г. Липецка указанного административного здания.
Доводы жалобы о том, что оспариваемые акты приняты в связи с отменой распоряжения главы администрации города Липецка N 1067 от 20 октября 1995 года "О проектировании торгово-административного центра с капитальным ремонтом существующего здания на пл. Революции, 9" и предоставлением земельного участка ООО "ИК "ЛКБ-Финанс", которое компенсировало стоимость сносимого здания, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергает факт несоблюдения при исключении из муниципальной собственности в связи со списанием данного объекта культурного наследия процедуры, установленной законодательством.
То, что в техническом паспорте на здание, составленном по состоянию на 15 декабря 2005 года, указано, что оно построено в 1961 году и в 2002 году, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку данные сведения опровергаются приказом начальника ГУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" N18 от 15 июня 2002 года, информацией начальника ОБУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" от 14 август 2013 года, информацией Управления культуры и искусства Липецкой области от 15 августа 2013 года, из которых следует, что здание, расположенное по указанному адресу, возведено в конце XIX века и относится к выявленным объектам культурного наследия.
Вместе с тем, учитывая, что в результате принятия оспариваемых ненормативных актов административное здание исключено из муниципальной собственности, судебная коллегия находит необходимым дополнить резолютивную часть решения суда следующим: считать здание N9 по пл. Революции г. Липецка муниципальной собственностью г. Липецка.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 11 ноября 2013 года оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Признать незаконными в части и отменить постановление главы г. Липецка N220 от 24 января 2007 года (п.4.1) и распоряжение главы г. Липецка N476-р от 11 марта 2008 года (п.1.2) об исключении из муниципальной казны недвижимого имущества - здания "адрес"
Признать незаконным и отменить постановление администрации г. Липецка N26 от 17 января 2012 года в части исключения из реестра муниципальной собственности г. Липецка недвижимого имущества - здания "адрес"(п.8 Приложения).
Считать здание "адрес"муниципальной собственностью г. Липецка.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.