СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Ушаковой Л.В., Смирновой Н.И.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрела в судебном заседании 20 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации МО ГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2013 года, по которому
удовлетворены исковые требования прокурора города Воркуты Республики Коми к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о понуждении обеспечить нормативно-эксплуатационный запас топлива;
обязана Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" создать нормативный эксплуатационный запас основного топлива (уголь) для котельных, осуществляющих теплоснабжение населения в границах муниципального образования городского округа "Воркута": котельная Елецкий, расположенная по адресу: ... ; котельная п. Заполярный, расположенная по адресу: ... ; котельная Сивая Маска, расположенная по адресу: ... ; котельная Советский, расположенная по адресу: ... , в объеме не менее 45 суточной потребности в течение отопительного сезона 2013 - 2014 годов;
обязана Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" создать нормативный эксплуатационный запас резервного топлива (мазут) для котельных, осуществляющих теплоснабжение населения в границах муниципального образования городского округа "Воркута": котельная п. Заполярный, расположенная по адресу: ... ; котельная Советский, расположенная по адресу: ... , в объеме не менее 45 суточной потребности в течение отопительного сезона 2013 - 2014 годов;
решение суда о понуждении обеспечить нормативно-эксплуатационный запас топлива обращено к немедленному исполнению;
в удовлетворении исковых требований прокурора города Воркуты Республики Коми к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута" и Муниципальному унитарному предприятию "Котельные" о понуждении обеспечить нормативно-эксплуатационный запас топлива, отказано.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., заключение прокурора Коровенко А.В., пояснения представителя администрации МО ГО "Воркута" Ермакова Э.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском к Администрации МО ГО "Воркута" в интересах неопределённого круга лиц о понуждении создать нормативный эксплуатационный запас основного топлива (уголь) для котельных, осуществляющих теплоснабжение населения в границах муниципального образования городского округа "Воркута": котельная Елецкий, расположенная по адресу: ... ; котельная п. Заполярный, расположенная по адресу: ... ; котельная Сивая Маска, расположенная по адресу: ... ; котельная Советский, расположенная по адресу: ... , в объеме не менее 45 суточной потребности в течение отопительного сезона 2013-2014 годов; о возложении обязанности на Администрацию МО ГО "Воркута" создать нормативный эксплуатационный запас резервного топлива (мазут) для котельных, осуществляющих теплоснабжение населения в границах муниципального образования городского округа "Воркута": котельная п. Заполярный, расположенная по адресу: ... ; котельная Советский, расположенная по адресу: ... , в объеме не менее 45 суточной потребности в течение отопительного сезона 2013-2014 годов. Решение просил обратить к немедленному исполнению.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Воркуты была проведена проверка соблюдения федерального законодательства о теплоснабжении на территории МО ГО "Воркута" в части обеспечения надежного теплоснабжения потребителей муниципального образования городского округа "Воркута", по результатам которой установлено, что запас основного топлива (уголь) на котельных, переданных МУП "Котельные", по состоянию на 07.10.2013 ниже установленного норматива и составил 961,99 тонн, при этом запас топлива не менее чем на 45 суток обеспечен лишь на котельной Елецкий. Запас резервного топлива (мазут) также ниже установленного нормативно эксплуатационного запаса топлива и составил 125, 8 тонн.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации МО ГО "Воркута" в ходе рассмотрения дела требования не признал.
Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 06 ноября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута".
В судебном заседании и в отзыве на иск представитель ответчика указал, что на УГХиБ администрации МО ГО "Воркута" не возложены полномочия по приобретению эксплуатационного запаса топлива для котельных, осуществляющих теплоснабжение потребителей, в связи с чем, считает себя ненадлежащими ответчиком.
Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 08 ноября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП "Котельные" МО ГО "Воркута".
Представитель ответчика МУП "Котельные" в письменном заявлении, адресованном в адрес суда, исковые требования прокурора признал в полном объёме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Воркута" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и правильно применил нормы материального права.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Указанный Порядок устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (пункт 1 Порядка).
Согласно требованиям пункта 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
В соответствии с пунктом 21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается 45-суточный запас твердого топлива.
Из материалов дела следует, что до 01 сентября 2013 года теплоснабжающей организацией на территории ГО "Воркута" являлось ООО " В".
При этом, нормативы запасов топлива для котельных: Советский, Елецкий, п. Заполярный и Сивая Маска утверждены Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 11.06.2013 N ... "Об утверждении нормативов запасов топлива на котельных ООО "Воркутинские котельные" на 1 октября 2013 г." для ООО " В" и составляют 4,415 тыс. тонн основного топлива (уголь) и 0, 572 тыс. тонн для резервного топлива (мазут).
9 августа 2013 года постановлением руководителя администрации МО ГО "Воркута" N ... в целях организации бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивой работы объектов теплоснабжения, водоснабжения и получения прибыли создано Муниципальное унитарное предприятие "Котельные" муниципального образования городского округа "Воркута".
ООО " В" передало имущество котельных в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута" 16.08.2013 по актам приема-передачи.
16 августа 2013 года постановлением руководителя администрации МО ГО "Воркута" N ... на баланс МУП "Котельные" передано на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, входящее в состав казны муниципального образования, в том числе котельные: пгт. Елецкий, пст. Сивая Маска, мкр. Советский, пгт. Заполярный.
Запас основного топлива (уголь) на котельных, переданных МУП "Котельные", по состоянию на 07.10.2013 ниже установленного норматива и составляет 961, 99 тонн, при этом запас топлива не менее чем на 45 суток обеспечен лишь на котельной Елецкий. Запас резервного топлива (мазут) также ниже установленного нормативно эксплуатационного запаса топлива и составляет 125, 8 тонн.
На момент проведения проверки прокуратурой на территории МО ГО "Воркута" нормативный запас топливно-энергетических ресурсов для котельных, переданных МУП "Котельные", не создан и имеется в наличии по твердому топливу лишь на 3 суток по котельным п. Заполярный и Советский, на 27 суток по котельной Сивая Маска. Надлежащих мер к обеспечению котельных, расположенных на территории МО ГО "Воркута", нормативным эксплуатационным запасом топлива не менее чем на 45 суток не принято.
Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 - теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Эксплуатация котельных, в силу приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" отнесена к категории опасных производственных объектов, поскольку на них используется оборудование работающего под давлением более 0,07 мегапскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ определенных указанным приложением.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сообщению Печорского управления Ростехнадзора от 15.11.2013 N ... , по данным на 15 ноября 2013 года МУП "Котельные" лицензии на право эксплуатации опасных производственных объектов не имеет, соответственно МУП "Котельные" не имеет права эксплуатировать котельную и оказывать услуги при отсутствии лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов.
При таких обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика МУП "Котельные" обязанности по обеспечению создания нормативных запасов топлива, так как указанное учреждение вследствие отсутствия лицензии не может функционировать, как энергоснабжающая организация.
Доводы апелляционной жалобы о статусе МУП "Котельные" при наличии в хозяйственном ведении МУП "Котельные" котельных, а также наличия заключенных договоров с управляющими компаниями и эксплуатационного договора с ООО " В", как теплоснабжающей организации, судебная коллегия не может признать обоснованными, поскольку само наличие у предприятия движимого и недвижимого имущества при отсутствии прав на эксплуатацию такого имущества не может свидетельствовать о возможности надлежащего исполнения функции теплоснабжения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2008 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Согласно ст. 6 ФЗ N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления поселений.
С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, положений ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. п. 4.1.1, 11.9 приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, принимая во внимание фактическое отсутствие запаса топлива в котельных, судом обоснованно установлено бездействие администрации МО ГО "Воркута", повлекшее отсутствие нормативного эксплуатационного запаса топлива в котельных, и правомерно возложена на ответчика обязанность по созданию необходимого запаса топлива
Согласно ст. 7 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся заблаговременно.
Невыполнение норм действующего законодательства, обязывающих обеспечить нормативный запас топлива, может стать причиной предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, что повлечет нарушение прав граждан.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, поскольку данные доводы являлись предметом рассмотрения, судом первой инстанции им дана правовая оценка, а ссылка на них в апелляционной жалобе, направлена на иную оценку доказательств об обстоятельства, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, ст. 56 и ст. 67 ГПК РФ, и данные доводы не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку связаны с иным толкованием норм материального права, с которыми суд апелляционной инстанции, не может согласиться.
Дополнительного правового аргументирования доводы апелляционной жалобы не имеют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.