СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,
судей Костенко Е.Л., Юдина А.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 13 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе ООО "Бренд" на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 27 ноября 2013 года, по которому исковые требования прокурора Троицко-Печорского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Бренд" об обязании размещения площадки для сбора мусора, удовлетворены.
Обязано ООО "Бренд" в течении месяца после вступления в силу судебного решения разместить площадку для сбора мусора у магазина " ... ", расположенного по адресу: ... в соответствии с требованиями пункта 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Троицко-Печорского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Бренд" о возложении обязанности размещения площадки для сбора мусора. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства было установлено нарушение ответчиком действующего законодательства, на земельном участке ООО "Бренд" не оборудовано место для сбора мусора и пищевых отходов, не предусмотрены раздельные контейнеры с крышками или специальные закрытые конструкции. Отходы, образовавшиеся в результате предпринимательской деятельности ответчика, выгружаются им на контейнерную площадку, оборудованную для нужд населения.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала.
Представитель ООО "Бренд" требования прокурора не признал, указав, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица Администрации городского поселения "Троицко-Печорск" с требованиями прокурора согласилась.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Бренд" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (представления), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, размещение отходов производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 того же Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со статьей 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
К вопросам местного значения поселения согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Решением Совета ГП "Троицко-Печорск" от 21.07.2011 N 44/229 в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", утверждены Правила застройки, благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск", устанавливающие единые и обязательные для исполнения всеми субъектами нормы и требования в сфере застройки, благоустройства, озеленения и санитарного содержания территории МО ГП "Троицко-Печорск" независимо от статуса субъекта, формы собственности и ведомственной принадлежности объектов на автодорогах, улицах, во дворах, внутриквартальных проездах, незастроенных территориях, в полосах отчуждения железных дорог, автотрассах, в местах содержания транспорта и инженерных сооружений и иных местах на территории городского поселения; и определяющие комплекс мероприятий, необходимых для обеспечения чистоты и порядка на территории городского поселения.
Так, согласно ст. 6 вышеназванных Правил дворовые территории магазинов и других торговых предприятий, как отдельно стоящих, так и встроенных (на первых этажах и в подвалах зданий) должны быть заасфальтированы, иметь контейнеры с крышками для сбора пищевых отходов и контейнеры для сухого мусора. Собственники указанных предприятий обустраивают в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 места установки контейнеров после письменного согласования места размещения с администрацией городского поселения. Все хозяйствующие субъекты, владельцы индивидуальных жилых домов, должны заключить договор на вывоз мусора с предприятием, оказывающим данный вид услуг. Для сбора мусора, образующегося в результате хозяйственной деятельности все хозяйствующие субъекты должны иметь свои контейнеры, которые должны быть размещены на специально оборудованных площадках в соответствии с нормами СанПиН 42-128-4690-88. размещение мест временного хранения мусора (отходов) определяется распоряжением руководителя администрации ГП "Троицко-Печорск".
Судом установлено, что к основным видам деятельности ООО "Бренд", директором которого является Мартынова И.А., в соответствии с Уставом Общества относятся, в том числе, оптовая и розничная торговля; производство и выработка сельхозпродукции; организация производства и торговля продовольственными товарами.
Постановлением Главы администрации МО "Троицко-Печорск" от 01.08.2005 N ... утвержден проект границ земельного участка общей площадью ... км.м, расположенного в пгт. ... и предоставлен Мартыновой И.А. в аренду сроком на три года из земель поселений для строительства здания магазина. В 2007 году объект - здание магазина " ... " - введен в эксплуатацию. На здание магазина и земельный участок для обслуживания здания магазина общей площадью ... кв.м. Мартыновой И.А. оформлено право собственности, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права.
Требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов установлены в Санитарных правилах СП 2.3.6.1066-01. Так, в соответствии п. 2.7 данных правил в хозяйственной зоне организации торговли устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом.
Вместе с тем, как установлено по делу, сбор отходов и мусора ООО "Бренд" (магазин " ... ") производится в контейнерные площадки, обустроенные городским поселением для населения. Договор на утилизацию ТБО между ООО "Бренд" и ООО " К." не заключался.
Прокуратурой Троицко-Печорского района совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Ухте по обращению администрации ГП "Троицко-Печорск" проведена проверка ООО "Бренд" по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 на земельном участке, на котором расположен магазин " ... " ООО "Бренд" не оборудовано место для сбора мусора и пищевых отходов, не предусмотрены раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием.
При разрешении требований прокурора суд первой инстанции, установив изложенные обстоятельства на основании анализа спорных правоотношений, правильно применил вышеприведенные положения Федеральных законов, Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01, и обоснованно пришел к выводу, что ответчиком не выполняются обязательные требования санитарных правил в части устройства площадки для сбора мусора.
Поскольку нарушение ответчиком действующего законодательства и муниципальных правовых актов по размещению площадки для сбора мусора нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства совокупностью собранных по данному делу доказательств - объяснениями сторон, письменным доказательствам, в том числе актом от 28.08.2013, составленным по результатам контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением ООО "Бренд" санитарного законодательства РФ, суд первой инстанции, удовлетворяя иск прокурора, правомерно возложил обязанность по размещению площадки для сбора мусора у магазина "Продуктовый рай" в соответствии с требованиями п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 на ООО "Бренд".
Отклоняя доводы ответчика о том, что выполнение требований п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 является прямой обязанностью администрации ГП "Троицко-Печорск", суд правильно указал на их ошибочность и несоответствие действующему законодательству, возлагающему на органы местного самоуправления обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, что в данном случае администрацией городского поселения, утвердившей соответствующие Правила санитарного содержания территории муниципального образования, исполнено.
Оценка имеющихся в материалах дела данных и сведений позволили суду с достоверностью установить факт неисполнения ответчиком данной обязанности.
Доказательств надлежащего оборудования площадки для сбора мусора в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком ООО "Бренд" не представлено.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются материалами дела и основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом необоснованно не был принят встречный иск, согласно которому по данному делу надлежащим ответчиком должна быть признана Администрация ГП "Троицко-Печорск", выводы суда первой инстанции не опровергают и не влияют на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела Генерального плана поселения и Генеральной схемы санитарной очистки территории, при установлении факта нарушения ООО "Бренд" санитарных требований в области охраны окружающей среды и здоровья человека, являются необоснованными.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, либо направлены на иное толкование норм материального права.
Оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, данные доводы не содержат.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Бренд" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.