Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,
при секретаре Берхеевой Г.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2013 года, которым суд постановил:
Признать Администрацию муниципального образования " Мелекесский район" Ульяновской области (юридический адрес: Ульяновская область, г.Димитровград, улица Х***, д.***, ИНН ***, КПП ***, ОГРН ***) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: Реквизиты заполняемого платежного поручения: Счет N40101810100000010003 БИК 047308001 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г.Ульяновск. Получатель: ИНН 7325049499 КПП 732501001 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Ульяновской области) ОКАТО 73401000000. КБК 04811625050016000140. Наименование неналогового платежа, сбора: Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба.
УСТАНОВИЛ:
16.10.2013 государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области Бородихиной О.В. был составлен протокол об административном правонарушении N*** в отношении администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области по ст.8.2 КоАП РФ.
В вину администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области вменено то, что в нарушение ч.1 п.1, ч.2 ст.51, ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.1, п.2 ст.8, ч.ч.1, 7 ст.12, п.п.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.2.14 "Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации", утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994 допустило создание в непосредственной близости от населенного пункта (в радиусе 300 м восточнее ПС-110/35/10 кВ " Рязаново" Димитровградского ПО филиала ОАО "МРСК Волги" "Ульяновские распределительные сети" на юго-восточной окраине села Рязаново Мелекесского района Ульяновской области) не внесенного в государственный реестр объекта размещения отходов IV класса опасности, где сброс отходов производится на почву.
16.10.2013 протокол об административном правонарушении с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Рассмотрев материалы дела по существу, судья Ленинского районного суда г.Ульяновска вынес указанное выше постановление.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, администрация МО " Мелекесский район" Ульяновской области не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что администрация МО " Мелекесский район" Ульяновской области не осуществляет деятельность по обращению с отходами, поэтому действия (бездействия) администрации не могут составлять объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Ответственность за данное правонарушение несет лицо, которое осуществляет обращение с отходами. Администрация МО " Мелекесский район" Ульяновской области является не только юридическим лицом, но и органом местного самоуправления, поэтому может быть привлечено к ответственности лишь за нарушения, допущенные в своей внутренней финансово-хозяйственной деятельности.
Полагает, что не осуществление должного контроля и не принятие соответствующих организационных мер не может охватываться составом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, ссылается на судебную практику.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области Пурайкина А.О., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как следует из ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п.2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994, не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образований и процессов, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N7 "Об охране окружающей среды", п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
В соответствии с п.2 ст.2 Устава МО " Мелекесский район" Ульяновской области МО " Мелекесский район" является муниципальным районом.
Согласно п.п.10, 13 п.1 ст.3 Устава к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Администрация МО " Мелекесский район" Ульяновской области является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
В соответствии с п.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ходе проведенной 16.08.2013 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области проверки на территории МО " Мелекесский район" Ульяновской области, в радиусе *** м восточнее *** Димитровградского ПО филиала ОАО "МРСК Волги" "Ульяновские распределительные сети" на *** окраине села Рязаново Мелекесского района Ульяновской области был выявлен факт несанкционированного размещения отходов, что подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства от 16.08.2013, а также фотографиями, и не оспаривается представителем администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области.
Из представленных в дело протоколов биотестирования следует, что обнаруженные отходы относятся к IV классу опасности для окружающей природной среды.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что администрация Мелекесского района, будучи ответственной за организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не предприняла достаточных мер к предотвращению сброса отходов на почву на территории указанного муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что бездействие администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области не может охватываться составом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению.
В силу приведенных выше нормативно-правовых актов администрация муниципального образования " Мелекесский район" Ульяновской области несет ответственность за неисполнение на территории района требований законодательства, относящегося к вопросам местного значения, куда отнесены и вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Соответственно администрация муниципального образования " Мелекесский район" Ульяновской области является субъектом ответственности, вмененного ей административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что администрация МО " Мелекесский район" Ульяновской области сбором, обращением или переработкой отходов не занимается, не могут служить основанием к отмене состоявшегося постановления, поскольку в вину администрации вменено бездействие, в результате которого в непосредственной близости от населенного пункта был создан объект размещения отходов IV класса опасности, не внесенный в государственный реестр.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.
Постановление о привлечении администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области в пределах, установленных санкцией ст.8.2 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, а жалобу администрации МО " Мелекесский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.