Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 января 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.
при секретаре Абросимовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 октября 2013 года, по которому постановлено:
Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, поданного в интересах Алимова З*** В***, удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство труда и социального развития Ульяновской области обеспечить Алимова З*** В*** санаторно- курортным лечением за 2013 год в срок до 31 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области - Флегонтова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора, возражавшего против доводов жалобы и полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Алимова З.В. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении путевки на санаторно- курортное лечение. В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что Министерство труда и социального развития Ульяновской области неправомерно отказало в обеспечении инвалида *** группы Алимова З.В. путевкой на санаторно-курортное лечение на 2013 год, несмотря на своевременное обращение Алимова З.В. с соответствующим заявлением. В качестве основания отказа в предоставлении путевки ответчик сослался на очередность предоставления путевок, что является незаконным. Просил обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области обеспечить Алимова З.В. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год в срок до 31.12.2013.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социального развития Ульяновской области (далее - Министерство) не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что распределение путевок на санаторно-курортное лечение инвалидов осуществляется в порядке очередности по дате регистрации заявления, Алимов З.В. не имеет каких-либо преимущественных прав в получении путевки перед лицами, обратившимися с соответствующими заявлениями ранее него. Порядок обеспечения лиц санаторно-курортными путевками не предусматривает безусловного ежегодного предоставления путевок. Алимову З.В. в течение трех лет подряд предоставлялась путевка в санаторий "Сосновый бор", в настоящее время перед Алимовым З.В. стоят в очереди 19 льготников, поэтому внеочередное обеспечение его путевкой приведет к ущемлению прав других лиц. Полагает, что применение в данном случае выводов, содержащихся в определении судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда РФ от 04.05.2012 N84-ВПР12-1, необоснованно, так как требования Алимова З.В. свидетельствуют о злоупотреблении им своим правом.
В возражениях на жалобу прокурор Ленинского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Ульяновской области - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии Алимова З.В. , извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области - Флегонтов А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Алимов З.В. является инвалидом по общему заболеванию и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
В ноябре 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2013 году с приложением всех необходимых документов, в том числе справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
Министерство на его обращение сообщило, что он будет обеспечен санаторно-курортной путевкой в порядке очереди, поскольку ежегодное предоставление путевок законодательством не гарантировано и предусмотренные Правительством Российской Федерации размеры финансирования не позволяют обеспечивать путевками всех инвалидов, нуждающихся в таком лечении.
Полагая данный отказ незаконным, прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действующий в интересах Алимова З.В., просил обязать Министерство предоставить Алимову З.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, заявленных в интересах Алимова З.В., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
В соответствии с п 1.1. ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона инвалиды имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний , осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В силу пункта 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
24.12.2009 между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключено Соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Данным Соглашением Правительство Ульяновской области подтвердило, что федеральные полномочия, переданные в соответствии с настоящим Соглашением, будут осуществляться органом исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, которым в настоящее время является Министерство труда и социального развития Ульяновской области.
С учетом указанных норм действующего законодательства, принимая во внимание, что Алимов З.В. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета. Иное повлекло бы нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалида на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишит возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничит право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Доводы, приведенные Министерством труда и социального развития Ульяновской области в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
В частности, суд правильно указал, что обеспечение Алимова З.Б. санаторно- курортным лечением в течение предшествующих трех лет, так же как и наличие лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении путевок ранее истца, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку ограничений в предоставлении путевок по данным основаниям законом не предусмотрено.
Доводы ответчика о злоупотреблении Алимовым З.Б. своим правом являются несостоятельными, поскольку его обращение в соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд за защитой своих прав не может быть отнесено к недобросовестным действиям с его стороны, имеющим целью причинить вред иным лицам, является способом разрешения спора, возникшего с Министерством труда и социального развития Ульяновской области.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В связи с реорганизацией в настоящее время Министерства труда и социального развития Ульяновской области в Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения с иной редакции, указав следующее: "Возложить на Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области обязанность обеспечить Алимова Закария Валиахметовича санаторно- курортным лечением за 2013 год".
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Ульяновской области - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "Возложить на Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области обязанность обеспечить Алимова З*** В*** санаторно- курортным лечением за 2013 год".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.