Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А. и Чурбановой Е.В.
при секретаре Матвеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06 ноября 2013 года, по которым постановлено:
Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства труда и социального развития Ульяновской области по не обеспечению Пиядовой Л*** В*** путевкой на санаторно-курортное лечение и обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области предоставить Пиядовой Л*** В*** путевку на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания за счет средств федерального бюджета за период 2012 году в срок до 31.12.2013 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с данным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Пиядовой Л.В. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным бездействия по не обеспечении средствами реабилитации и предоставлению санаторно-курортного лечения.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения Министерством труда и социального развития Ульяновской области законодательства о социальной защите инвалидов, было выявлено, что Пиядовой Л.В. установлена инвалидность *** группы, 08.10.2012 филиалом N7 ФГУ "ГБ МСЭ по Ульяновской области" ей оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида N 80. В разделе "Технические средства реабилитации" указаны следующие технические средства реабилитации: трость опорная регулируемая по высоте.
Пиядова Л.В. была поставлена на учет в Министерство труда и социального развития Ульяновской области, однако указанными средствами реабилитации не обеспечена.
Пиядова Л.В. обратилась в Управление Министерства труда и социального развития по г.Димитровграду и Мелекесскому району с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, однако ни в 2012, ни в 2013 году путевкой не была обеспечена. Отсутствие достаточного финансирования исполнения принятого государством обязательства не прекращает.
Просил признать бездействие Министерства труда и социального развития Ульяновской области по не обеспечению Пиядовой Л.В. средством реабилитации -тростью опорной регулируемой по высоте и санаторно-курортной путевкой согласно программе индивидуальной реабилитации незаконным и обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области обеспечить Пиядову Л.В. тростью опорной регулируемой по высоте, а также предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в 2013 году за 2012 год за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, в срок до 31.12.2013.
В судебном заседании истец Пиядова Л.В. от исковых требований в части признания незаконным бездействия по не обеспечению тростью опорной регулируемой и понуждении в ее выдаче отказалась в связи с обеспечением данным средством реабилитации в установленный срок. Определением суда производство по делу в этой части судом прекращено.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в удовлетворении требований прокурора г. Димитровграда в интересах Пиядовой Л.В. отказать. В обоснование жалобы указывает, что порядок обеспечения лиц из числа получателей социальных услуг санаторно-курортным лечением установлен ФЗ "О государственной социальной помощи" приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года N328. При этом в данном приказе не содержится положений о безусловном, ежегодном предоставлении обратившимся лицам санаторно-курортных путевок. Ежегодное предоставление путевок законодательством не гарантировано.
Кроме того, размеры финансирования не позволяли в 2010-2013 обеспечивать инвалидов путевками ежегодно, существует очередь и путевки предоставляются в порядке очередности. Заявление Пиядовой Л.В. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение зарегистрировано в установленном порядке от 10.01.2013 года. Считает, что путевка на санаторно-курортное лечение в рамках набора социальных услуг должна быть предложена истцу в порядке очередности. Предоставление путевки вне очереди повлечет ущемление прав других инвалидов, обратившихся с заявлением ранее.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора города Димитровграда Душкова К.Б. считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Пиядова Л.В. является инвалидом по общему заболеванию и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Истица в установленном порядке обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением всех необходимых документов, в том числе справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Заявление было зарегистрировано 10.01.2013.
Истица не была обеспечена санаторно-курортным лечением.
Полагая данный отказ незаконным, прокурор города Димитровграда, действующий в интересах Пиядовой Л.В., просил обязать Министерство предоставить Пиядовой Л.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора г. Димитровграда, заявленных в интересах Пиядовой Л.В. не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
В соответствии с п 1.1. ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона инвалиды имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний , осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В силу пункта 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
24.12.2009 между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключено Соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Данным Соглашением Правительство Ульяновской области подтвердило, что федеральные полномочия, переданные в соответствии с настоящим Соглашением, будут осуществляться органом исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, которым в настоящее время является Министерство труда и социального развития Ульяновской области.
С учетом указанных норм действующего законодательства, принимая во внимание, что Пиядова Л.В. своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета. Иное повлекло бы нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалида на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишит возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничит право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Доводы, приведенные Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
В частности, суд правильно указал, что наличие лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении путевок ранее истца, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении ее требований, поскольку ограничений в предоставлении путевок по данным основаниям законом не предусмотрено.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В связи с реорганизацией в настоящее время Министерства труда и социального развития Ульяновской области в Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения с иной редакции.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области обязанность обеспечить Пиядову Л*** В*** санаторно-курортным лечением за 2012 год.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.