Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" Неделькина Д*** Б*** на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 ноября 2013 года, которым суд постановил:
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ наложить на Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компании Ленинского района", располагающееся по адресу у ул. М*** д.*** г. Ульяновска, имеющее ОГРН *** от 27.09.2006 года, ИНН ***, р/с *** в Ульяновском ОСБ N8588 г. Ульяновска, штраф в размере 20 000 рублей.
УСТАНОВИЛ:
15.08.2013 главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) Кадышевой Г.И. в отношении открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" (далее - ОАО "ДК Ленинского района") возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, с проведением административного расследования.
Правонарушение выразилось в том, что 21.08.2013 в 12 час. 00 мин. в доме N*** по ул.Р*** г.Ульяновска ОАО "ДК Ленинского района", осуществляя управление многоквартирным домом, допустило несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований п.п.3.4.2, 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", выразившееся в том, что концентрация железа и органолептические показатели питьевой воды в квартире N *** (без спуска воды) превышают предельно-допустимые уровни, в том числе: железо до 0,99+/-0,25 мг/дм3 (ПДК не более 0,3), мутность до 3,55+/-0,71 мг/дм3 (ПДК не более 1,5), цветность 29,6+/-5,9 град (ПДК не более 20 град); на ГВС на вводе в жилой дом железо до 0,81+/-0,20 мг/дм3 (ПДК не более 0,3), мутность до 1,95+/-0,396 мг/дм3 (ПДК не более 1,5), цветность 26,0+/-5,2 град (ПДК не более 20 град). Тем самым ОАО "ДК Ленинского района" допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
12.09.2013 главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Кадышевой Г.И. был составлен протокол N *** об административном правонарушении в отношении ОАО "ДК Ленинского района" по ст.6.5 КоАП РФ.
Определением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Бородкова Д.А. от 23.09.2013 протокол об административном правонарушении и материалы административного дела были переданы в Ленинский районный суд г. Ульяновска для рассмотрения по существу.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья Ленинского районного суда г.Ульяновска вынес указанное выше постановление.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник ОАО " ДК Ленинского района" Неделькин Д.Б. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что пробы ГВС на вводе в жилой дом по цветности, мутности, содержанию железа не соответствовали требованиям СанПин 2.1.4.1074-01, поэтому ответственность должна нести ресурсоснабжающая организация ОАО "ВоТГК".
Перед отбором проб вода в течении 3-5 мин. слита не была, что является нарушением ГОСТ Р 5153-2000.
Указывает, что ОАО "ДК Ленинского района" не является организацией водопроводно-коммунального хозяйства и не обязано проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды.
Вопрос о качестве воды, подаваемой ресурсоснабжающей организацией, исследован не был.
Кроме того, указывает, что суд сослался на Правила N307, которые утратили силу.
В судебное заседание защитник ОАО "ДК Ленинского района" не явился, извещался о слушании дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Исследовав представленные материалы, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение санитарно -эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2011 N24, устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Как следует из п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней сети.
Согласно ст.11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу п.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Материалами дела установлено, что ОАО " ДК Ленинского района" является управляющей компанией жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Р***, ***, и с учетом вышеназванных норм права, несет ответственность за содержание общего имущества данного жилого дома, в том числе за бесперебойное и качественное горячее водоснабжение.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области на основании обращения Голубева А.В., проживающего в квартире N *** указанного жилого дома, на неудовлетворительное качество горячей воды, была проведена проверка горячего водоснабжения по указанному адресу, произведен отбор проб горячей воды на санитарно-химические показатели на вводе и в квартире жилого дома, на соответствие вышеназванным СанПиН 2.1.4.1074-01.
Лабораторными испытаниями проб горячей воды были установлены нарушения требований пункта 3.4.2 (таблица 2), пункта 3.5 (таблица 4) СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по запаху, цветности, мутности, содержанию железа.
Концентрация железа и органолептические показатели питьевой воды в квартире N***: железо до 0,99+/-0,25 мг/дм3 (ПДК не более 0,3 мг/дм3), мутность до 3,55+/-0,71 мг/дм3 (ПДК не более 1,5 мг/дм3), цветность 29,6+/-5,9 град.(ПДК не более 20 град); на вводе в жилой дом N3 - железо до 0,81+/-0,20 мг/дм3 (ПДК не более 0,3 мг/дм3), мутность до 1,95+/-0,396 мг/дм3 (ПДК не более 1,5 мг/дм3), цветность 26,0+/-5,2 град. (ПДК не более 20 град). Данные обстоятельства протоколом исследования воды от 21.08.2013 N***.
Оценив имеющиеся по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ в совокупности с другими материалами дела, учитывая положения СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ОАО " ДК Ленинского района" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ.
На основании ч.2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов": "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 31 указанных выше Правил - исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ - управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вышеуказанными нормами законодательства на управляющую организацию возложена обязанность предоставления потребителям коммунальных услуг надлежащего качества.
С учетом изложенного полагаю верным вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "ДК Ленинского района", приняв на себя функции по управлению многоквартирным домом, предоставляло потребителю услугу горячего водоснабжения ненадлежащего качества, не контролировало надлежащее выполнение условий договора с ресурсоснабжающей организацией, не обеспечило должным образом содержание и техническое обслуживание инженерных сетей горячего водоснабжения в доме, не приняло своевременных и действенных мер по выявлению причин поставки потребителям горячей воды с нарушениями требований СанПиН 2.1.4.1074-01 по цветности, мутности и содержанию железа, и устранению указанных причин, не проводило производственный лабораторный контроль качества питьевой и горячей воды.
Доказательств того, что ОАО "ДК Ленинского района" не имело возможности исполнить требования законодательства об обеспечении качества водоснабжения, а также принять необходимые меры для соблюдения перечисленных выше норм, в материалы дела не представлено.
С претензией в адрес ресурсоснабжающей организации ОАО "ДК Ленинского района" обратилось лишь в ноябре 2013 года, после выявления указанных нарушений.
При данных обстоятельствах доводы жалобы о виновности в подаче некачественной питьевой воды ОАО "Волжская ТГК" не могут служить основанием для освобождения ОАО " ДК Ленинского района" от административной ответственности.
Доводы жалобы о нарушении порядка отбора проб, выразившегося в том, что перед отбором проб вода в течении 3-5 мин. слита не была, полагаю необоснованными. Пункт п.5.1 "Отбор проб для проведения химико-аналитического и радиологического контроля качества воды" ГОСТ Р 51593-2000 "Вода питьевая. Отбор проб", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 21.04.2000 N118-ст, не содержит обязательного требования по сливу воды перед отбором проб.
Ссылки жалобы на то, что в оспариваемом постановлении приведены пункты Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307, утратившие силу, основанием для отмены данного постановления не являются. В вину ОАО " ДК Ленинского района" вменено нарушение СанПиН 2.1.4.1074-01.
Вопреки доводам жалобы ОАО " ДК Ленинского района" оспариваемое судебное решение соответствует нормам административного законодательства, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Наказание юридическому лицу назначено минимальное в соответствии с санкцией ст.6.5 КоАП РФ и с учетом конкретных обстоятельств.
Нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену постановления районного суда, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, а жалобу защитника открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" Неделькина Д*** Б*** - без удовлетворения.
Судья Д.А. Логинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.