Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей - Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Атногуловой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Старокулаткинском районе Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 10 мая 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Арсланова М*** А*** удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) , период прохождения Арслановым М*** А*** военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 5 июля 1987 года по 13 июня 1989 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований истца Арсланова М*** А*** (в части обязания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области зачесть в льготном порядке (1 год 3 месяца), период работы (истца Арсланова М*** А***) в МУЗ "С*** ЦРБ" Ульяновской области в должности зубного врача с 01.11.1999 по 26.01.2012, а также об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области назначить (истцу Арсланову М*** А***) трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 60 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) - отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., объяснения Арсланова М.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арсланов М.А. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Старокулаткинском районе Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области) о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения , период его военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 05.07.1987 по 13.06.1989; период работы в МУЗ "С*** ЦРБ" Ульяновской области в должности зубного врача с 01.11.1999 по 26.01.2012 зачесть в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца), и обязать УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области назначить ему трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 60 лет с момента обращения в пенсионный орган - с 26.01.2012.
В обоснование иска указал, что решением УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области N 11664 от 10.02.2012 ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием необходимого трудового стажа. При этом в специальный трудовой стаж не был засчитан период его военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 05.07.1987 по 13.06.1989, а период его работы в должности зубного врача МУЗ "С*** ЦРБ" с 01.11.1999 по 26.01.2012 был засчитан не в льготном (1 год работы за 1 год 3 месяца) , а лишь в календарном порядке. Ссылаясь на ряд нормативных актов, регулирующих сферу пенсионных правоотношений, считал данное решение пенсионного органа незаконным.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения "С*** центральная районная больница" и, рассмотрев данный спор, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд при рассмотрении дела применил закон, не подлежащий применению, а именно: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". При этом суд применил указанный нормативный акт не в полном объеме, а выборочно, взяв из него только те положения, которые выгодны истцу. Действующее на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии законодательство не предусматривает возможность включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж работы. Правильность позиции пенсионного органа подтверждается также Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно разъяснению, содержащему в названном постановлении, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочно назначаемой. Кроме того полагает, что суд неверно применил положения статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В возражениях на апелляционную жалобу Арсланов М.А. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области, ГУЗ "С*** центральная районная больница", извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Материалами дела установлено, что 26.01.2012 Арсланов М.А. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области от 10.02.2012 N 11664 Арсланову М.А. было отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. При этом в специальный стаж не был включен п ериод службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР с 05.07.1987 по 13.06.1989. Период работы истца в должности зубного врача МУЗ "С*** ЦРБ" с 06.08.1993 по 31.10.1999 был засчитан в льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяца) в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", а остальной период работы истца в должности зубного врача названного лечебного учреждения - с 0 1.11.1999 по 26.01.2012 - в календарном исчислении.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, верно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения иска Арсланова М.А.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и "Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
В период с 05.07.1987 по 13.06.1989 истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР, что было установлено судом первой инстанции и не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". Подпунктом "г" пункта 1 указанного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п. 4 Положения период военной службы засчитывался в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Данное условие у истца соблюдено. В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о зачете в специальный стаж истца периода его службы в рядах Советской Армии.
Период службы истца в Вооруженных Силах СССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения. Вышеназванный период службы Арсланова М.А. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельным довод жалобы о том, что суд применил утратившее в настоящее время силу Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959.
Ссылка в решении суда на положения Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" на правильность принятого судом решения не влияет.
Учитывая, что обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 10 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Старокулаткинском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.