Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 31 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Хреновой Г.И.,
судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.
при секретаре Ульяниной Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 28 мая 2012 года, по которому постановлено:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области включить Расторгуеву В*** П*** в стаж для назначения досрочной пенсии как педагогическому работнику период работы *** 1990 года по *** 2000 года в *** совхозе-техникуме и назначить ему такую пенсию с 2 апреля 2012 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области в пользу Расторгуева В*** П*** в счет возмещения расходов, связанных с оплатой государственной пошлины 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Расторгуева В.П. возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Расторгуев В.П. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) РФ в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование иска указал, что в период ***1990 по ***2001 работал в должности "руководителя начальной военной подготовки" и "руководителя основ безопасности жизнедеятельности" ***!% совхоза-техникума. Данный период не включен пенсионным органом в его специальный стаж, в связи с чем ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Просил назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с 02.04.2012.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) РФ в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что у суда не имелось правовых оснований для включения периодов работы истца в качестве "руководителя начальной военной подготовки" и "руководителя основ безопасности жизнедеятельности" в специальный стаж, поскольку указанные должности не предусмотрены ни одним из Списков профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Устанавливая тождественность работы истца должностям военного руководителя и преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, суд нарушил требования действующего законодательства, в соответствии с которым данными полномочиями обладает только Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Расторгуев В.П. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии УПФ РФ (ГУ) РФ в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании Расторгуева В.П. просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что *** совхоза-техникума. В специальный стаж истца пенсионный орган засчитал 18 лет 11 мес. 11 дней.
Полагая отказ незаконным, Расторгуев В.П. просил обязать ответчика включить указанный период работы в его специальный стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Расторгуева В.П., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 этой же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, от 29.10.2002 N 781 предусмотрены должности "преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)"; "руководителя допризывной подготовки молодежи"; "военного руководителя" в техникумах всех наименований.
До 01 января 2002 г. назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью осуществлялось по правилам ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 06.09.1991 N 463 предусматривалась должность "военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи)" в профессионально-технических учебных заведениях всех типов.
До 1991 года в учебных заведениях преподавался курс "начальной военной (допризывной) подготовки (НВП)", который с 01.01.1991 был заменен курсом "основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) (Письмо Минобразования РФ от 23.02.2000 N 336/11-13).
В связи с этим на основании пункта 5 постановления Совмина РСФСР от 14.05.1991 N 253 "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР" вместо должности "военного руководителя" была введена должность "преподавателя курса "основы безопасности жизнедеятельности".
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 03.10.2002 N 68 установлено тождество наименования должности "преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель", предусмотренному Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463.
Таким образом, преподавание курса "начальной военной подготовки" в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях осуществлялось "военными руководителями", "руководителями допризывной подготовки молодежи", должность которых впоследствии заменена на должность "преподавателя курса "основы безопасности жизнедеятельности", а затем "преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что записи в трудовой книжке истца о работе в совхозе-техникуме в качестве "руководителя начальной военной подготовки" и "руководителя основ безопасности жизнедеятельности" произведены неверно, не в соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Установив, что в спорные период Расторгуев В.П. фактически выполнял те же функциональные обязанности, какие выполняет в настоящее время, работая в должности "преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)" ОГБОУ сельскохозяйственный техникум р.п. *** что подтверждено представленными истцом и его работодателем документами, суд обоснованно включил указанный период в специальный стаж Расторгуева В.П.
Поскольку с учетом оспариваемого периода педагогический стаж истца на момент обращения к ответчику составлял более 25 лет, суд правильно обязал пенсионный орган назначить Расторгуеву В.П. трудовую пенсию по старости с %!02.04.2012.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
Доводы, приведенные УПФ РФ (ГУ) РФ в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.
В частности, ссылка на то, что тождество профессий при разрешении вопроса о праве гражданина на пенсионное обеспечение по старости вправе устанавливать только Министерство труда и социального развития Российской Федерации является несостоятельной.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" суд вправе решать вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 28 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.