Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Грудкиной Т.М.,
при секретаре Атногуловой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зайцевой О*** В*** на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 15 июня 2012 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Зайцевой О*** В*** к администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области о восстановлении в очереди и понуждении произвести социальную выплату, предусмотренную программой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. , для оплаты долга на приобретение жилья, взыскании судебных расходов, отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя администрации МО "Карсунский район" Кошинского П.Н. возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцева О.В. обратилась в суд с иском к администрации МО "Карсунский район" Ульяновской области о восстановлении в очереди на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. и понуждении произвести социальную выплату в первоочередном порядке.
В обоснование иска указала, что проживает со своей семьей в доме *** по ул.Ку*** в р.п.К***. 14.10.2008 она подала пакет документов для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006-2010 года. Первоначально она была поставлена в очередь под номером ***, однако в 2009 году - под номером ***. В декабре 2010 года действие данной подпрограммы закончилось. Семьи, не получившие поддержку государства в рамках указанной выше подпрограммы, были поставлены в очередь на получение социальной выплаты в рамках действия новой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Истица также была поставлена в очередь, но вследствие незаконных действий ответчика по изменению ее порядкового номера в 2009 году, она не является первоочередником. В соответствии с п.п. "а" п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы) государство предоставляет социальную выплату в размере стоимости приобретенного жилья.
Являясь участником указанной подпрограммы, истица взяла кредит на приобретение жилья, рассчитывая погасить его за счет выделяемых средств в рамках указанной подпрограммы. Просила обязать ответчика восстановить ее в очереди на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, произвести в первоочередном порядке социальную выплату, согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование . Взыскать с ответчика процессуальные затраты на оплату госпошлины при подаче иска в суд.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Зайцева О.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Суд дал ненадлежащую оценку предоставленным доказательствам, в связи с чем выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО "Карсунский район" Ульяновской области просит оставить решение суда без изменений, а жалобу Зайцевой О.В. без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство внутренней политики Ульяновской области просит оставить решение суда без изменений, а жалобу Зайцевой О.В. без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии истицы Зайцевой О.В., представителей третьих лиц Министерства образования Ульяновской области, Департамента по молодежной политике Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Министерства внутренней политики Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Материалами дела установлено, что семья Зайцевой О.В., ***1976 года рождения, состоит из двух человек, она и ее дочь - З***, 1999 года рождения.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, предусмотрен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (далее Правила 2002-2010), утвержденными постановлением Правительства РФ N 285 от 13 мая 2006 г.
В соответствии с п.5 Правил 2002-2010 участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 настоящих Правил и наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
14.10.2008 Зайцева О.В. предоставила в администрацию МО "Карсунский район" пакет документов для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Решением жилищной комиссии администрации МО "Карсунское городское поселение" Ульяновской области от 26.09.2008 на основании акта обследования жилищно-бытовых условий от 20.09.2008 года, Зайцева О.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в список на получение социальной выплаты.
Решением комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы" от 16.10.2008 Зайцевой О.В. было отказано в признании участником подпрограммы, в связи с несоответствием условиям подпрограммы, в частности с отсутствием доказательств наличия у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются в том числе: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил (п.18 Правил 2002-2010). Повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил (п.19 Правил 2002-2010).
Отсутствие платежеспособности семьи Зайцевой О.В. подтверждено справкой ОГОУ Карсунская кадетская школа-интернат "Симбирский кадетский корпус юстиции", согласно которой Зайцева О.В. начала работать в данном учебном учреждении ***. Данное обстоятельство истицей не оспаривалось.
15.05.2009 Зайцева О.В. повторно предоставила пакет документов с целью включения в сводный список участников подпрограммы. 22.05.2009 семья Зайцевой О.В. признана молодой семьей, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилых помещений в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, 25.05.2009 включена в сводный список в порядке очереди по дате подачи заявления, под порядковым N 23.
27.08.2009 между АК Сбербанк России (ОАО) и Зайцевой О.В. заключен кредитный договор *** согласно которому Банк предоставил Зайцевой О.В. кредит до 27.02.2024 на недвижимость по программе "Молодая Семья" в сумме 228 000 руб. по 15,750 % годовых на приобретение земельного участка с частью жилого дома, расположенных в р.п.К***, ул.Ку***, ***.
На основании договора купли-продажи от 16.09.2009 Зайцева О.В. приобрела 66/100 долей земельного участка, общей площадью 1280 кв.м., и 1file=php/eatext.php долю жилого дома с пристроями, общей площадью 80,96 кв.м., 23.10.2009 зарегистрировано на право общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости за Зайцевой О.В.
В соответствии с Порядком формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2006 N 312 (утратившим силу, в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской обл. от 26.08.2011 N 408-П ) поданные молодой семьей документы в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления социальных выплат подлежат регистрации в соответствующем журнале (п.3). Молодая семья, признанная участницей подпрограммы, включается в список на планируемый год (п.4). Для включения в список на планируемый год молодая семья представляет документы в орган местного самоуправления до 1 августа предшествующего года (п.5). При формировании списка на планируемый год очередность молодых семей - участников подпрограммы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года, определяется согласно дате подачи документов, зафиксированной в журнале согласно пункту 3 настоящего Порядка. При этом, в первую очередь в список включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Очередность их включения в список определяется согласно дате постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Молодые семьи, включенные в список в предшествующие годы, но не получившие социальную выплату, имеют преимущественное право на включение в список на планируемый год (п.7).
В соответствии с вышеприведенным Порядком семья истицы, после признания участницей подпрограммы, включена в список на планируемый 2010 год под N 23, на 2011 год - под N 20. Социальная выплата предоставляется в порядке очередности включения в списки участников программы и в зависимости от объема финансирования в планируемом году. В связи с истечением срока действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, финансирование мероприятий по оказанию государственной поддержки молодым семьям на приобретение или строительство жилья в рамках названной программы прекращено.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена новая подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила 2011-2015). В соответствии с п.п. "е" п.2 Правил 2011-2015 социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Согласно п.6 Правил 2011-2015 участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п.п. "в" п.11.3 постановления Правительства Ульяновской области от 26.08.2011 г. N 408-П "О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 N 31/281-П "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы" при формировании списка молодых семей на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства в рамках областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы" молодые семьи, признанные участниками областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы и не получившие свидетельство на право получения социальной выплаты, указываются после молодых семей - участников Программы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и молодых семей из числа семей, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Очередность молодых семей каждой из указанных категорий устанавливается в соответствии с датой подачи документов на участие в Программе, зафиксированной в журнале учета поданных заявлений.
На основании заявления от 20.09.2011, заключения о признании молодой семьи имеющей достаточные денежные доходы от 23.09.2011, протокола заседания комиссии по реализации программы семья Зайцевой О.В. включена в список участников программы на 2011-2015 годы под N 6.
На основании исследованных журналов регистрации претендентов на участие в подпрограмме и сводных списков молодых семей на 2009, 2010, 2011, 2012 годы, протоколов заседаний комиссии по реализации программы за 2008-2009 годы, суд правильно пришел к выводу о том, что семья Зайцевой О.В. включена в список в мае 2009 г. под N23. Каких-либо нарушений очередности при постановке ее в список участников подпрограммы судом установлено не было. В результате предоставления социальной выплаты иных социальных гарантий первоочередным семьям, исключения из списков семей в связи с достижением 36 летнего возраста, в настоящее время семья Зайцевой значится в списке под N6.
Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что со стороны ответчика имели место нарушения порядка очередности при формировании списка молодых семей - участников подпрограммы, в частности при определении номера очереди самой истицы, являются не состоятельными и не основаны на имеющихся доказательствах.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат в порядке очередности, объемов финансирования и в соответствии со Списком молодых семей, формируемом в соответствии с утвержденным Порядком.
Поскольку семья истицы уже включена в список молодых семей на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, по муниципальному образованию "Карсунский район" Ульяновской области на 2012 год, суд правильно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования о восстановлении истицы в очереди на получение вышеуказанной социальной выплаты и обязании предоставить социальную выплату в первоочередном порядке не имеется.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Зайцевой О.В., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные Зайцевой О.В. в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 15 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зайцевой О*** В*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.