Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.
с участием прокурора Фомичева Д.Ю.
при секретаре Ульяниной Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 июня 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах ребенка-инвалида М*** удовлетворить.
Взыскать в пользу Мурсаевой Р*** К*** в возмещение расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов *** для ребенка-инвалида М***, в размере 1 657,8 руб. с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах ребенка-инвалида Мурсаевой Р.К., обратился в суд с иском Министерству финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области о возмещении денежных средств, затраченных на лекарственные препараты. В обоснование иска указал, что М***., ***2008 года рождения, является ребенком-инвалидом. ***2012 ребенку были выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов ***. Однако в аптечной сети г.Димитровграда матери несовершеннолетней Мурсаевой Р.К. было отказано в бесплатной выдаче лекарственных средств, в связи с чем она была вынуждена приобрести их за свой счет. Просил обязать Министерство финансов Ульяновской области возместить расходы в сумме 1 657,80 руб., затраченные Мурсаевой Р.К. на лекарственные препараты для ребенка-инвалида.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что лекарства, назначенные несовершеннолетней М***., не входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Кроме того, пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994, устанавливающий бесплатное обеспечение детей-инвалидов лекарственными средствами, не содержит указаний на источник финансирования возмещения самостоятельно потраченных денежных средств на лекарства, а предписывает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых на льготных условиях.
Дело рассмотрено в отсутствии Мурсаевой Р.К., представителей Министерства финансов Ульяновской области, Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что М***., *** 2008 года рождения, является ребенком инвалидом.
***2012 лечащим врачом М*** рецепты на получение лекарственных препаратов ***, однако в их бесплатном предоставлении истице отказано, в связи с чем ее мать Мурсаева Р.К. была вынуждена приобрести их на собственные денежные средства.
Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению N 1.
В приложении N 1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно.
Таким образом, право на получение несовершеннолетней М*** бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4 этого же Постановления прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Положением о Министерстве финансов Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 17 апреля 2007 г. N 7/129, предусмотрено, что Министерство является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В сфере регулирования межбюджетных отношений Министерство наделено полномочиями по формированию финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области, осуществлению в установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области.
Министерство финансов Ульяновской области в соответствии с пунктами 2.1- 2.5 Положения совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области.
Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010 N 128-П, предусмотрено, что названное Министерство осуществляет разработку и реализацию региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; надзор и контроль за соблюдением и исполнением законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области в области охраны здоровья граждан; защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ульяновской области.
Законом Ульяновской области от 29.11.2010 N 190-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" не предусмотрены средства на обеспечение бесплатными лекарственными средствами, независимо от их наименования, детей-инвалидов, как это установлено Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов для ребенка-инвалида М*** взыскав их с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны Ульяновской области.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии выписанных М*** лекарств в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также указаний в Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 на источник финансирования таких затрат, основанием к отмене решения суда не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлено, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно, а обязанность принимать меры по организации мероприятий по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, прямо возложена на субъекты Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.