Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 04 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Грудкиной Т.М.,
при секретаре Атногуловой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пучковой Б*** Р*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 июля 2012 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Пучковой Б*** Р*** к администрации муниципального образования "Мелекесский район", отделу образования администрации муниципального образования "Мелекесский район" о признании статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче жилищного сертификата отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Пучковой Б.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пучкова Б.Р. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области, отделу образования администрации муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области о признании за ней статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче жилищного сертификата. В обоснование иска указала, что родилась ***1985 в с. А*** Республики Каракалпакстан. Её мать умерла ***. Она и опекун не знали о ее праве на льготное обеспечение жильем детей-сирот, поэтому ранее не обращались по данному вопросу в компетентные органы. Просила признать за ней статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включить в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдать жилищный сертификат.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Пучкова Б.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на государственные органы, которые в данном случае свою обязанность по своевременному информированию ее об имеющихся льготах на получение жилья не выполнили, предусмотренных мер к постановке ее на соответствующий учет не приняли. Ее социальный статус как ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть утрачен из-за превышения возраста, установленного ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В установленный законом срок она не имела возможности воспользоваться правом на получение жилья в силу своего возраста и уровня образования.
Дело рассмотрено в отсутствии администрации муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области, отдела образования администрации муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании Пучкова Б.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Пучкова (К***) Б.Р. родилась *** 1985 года в селе А*** ККАССР. До 2002 года проживала в Р.Узбекистан. В 1996 году в связи со смертью матери лишением отца истицы родительских прав органами власти Республики Узбекистан над ней было установлено опекунство, опекуном назначена тете по линии матери.
После переезда в Российскую Федерацию попечителем несовершеннолетней К*** Б.Р. была назначена ее бабушка - Г*** , с которой она проживала с. Ерыклинск Мелекесского района Ульяновской области.
В 2010 году К*** Б.Р. вступила в зарегистрированный брак с П***.
Истица на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для внеочередного получения жилья никогда не состояла, в органы местного самоуправления по данному вопросу не обращалась.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании за Пучковой Б.Р. статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче жилищного сертификата, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения данных требований, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 указанного кодекса.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или ином учреждении, а не имеющие закрепленного жилого помещения - обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем четвертым статьи 1 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, предоставляется до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста.
Установив, что истица своевременно не воспользовалась своим правом на внеочередное обеспечение жильем по месту жительства, а на момент подачи иска ее возраст значительно превышал ограничения, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска о признании права на внеочередное обеспечение жильем как ребенка, оставшегося без печения родителей, и выдаче жилищного сертификата.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
Доводы, приведенные Пучковой Б.Р. в апелляционной жалобе о том, что ее права нарушены органами опеки и попечительства, которые своевременно не приняли мер к постановке на учет на получение социального жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей, основанием для удовлетворения иска не являются.
Как правильно указал суд первой инстанции, принимая во внимание правовую незащищенность указанной категории граждан, законодатель предусмотрел возможность реализации ими своего права на получение жилой площади до достижения ими возраста 23 лет, предоставив, таким образом, достаточно длительный период времени (5 лет) в течение которого лицо, достигшее совершеннолетия, имело право самостоятельно реализовать свои права.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пучковой Б*** Р*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.