Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей - Фоминой В.А. и Чурбановой Е.В.
при секретаре Ульяниной Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алешина Н*** В*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 июля 2012 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Алешина Н*** В*** к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии, отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., объяснения истца Алешина Н.В., его представителя адвоката Семеновой Н.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алешин Н.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование иска указал, что ***2012 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии в связи с наличием стажа педагогической работы более 25 лет. Однако, в назначении досрочной пенсии ему было отказано. При этом в специальный стаж не были включены период службы в Вооруженных силах с ***1985 года по ***1987 года, периоды работы с ***1999 года по ***2000 года в качестве учителя физической культуры Ундоровского сельского лицея, с ***2002 года по ***2012 года в качестве тренера-преподавателя в ДЮСШ. Данный отказ считает незаконным.
С учетом уточненных исковых требований просил зачесть в специальный стаж период службы в рядах Вооруженных сил РФ с ***1985 года по ***1987 года в льготном исчислении- 1 день службы за 2 дня спецстажа, период работы в должности учителя физкультуры Ундоровского сельского лицея и тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ с ***1999 года по ***2000 года в календарном исчислении, в должности тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ с ***2002 года по ***2012 года и обязать ответчика назначить пенсию досрочно с ***2012 года - момента обращения за ней.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Алешин Н.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что период прохождения службы в армии по призыву должен быть включен в его специальный стаж в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 независимо от времени обращения за назначением пенсии. Кроме того, на основании азб.1 п.3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" данный период должен быть засчитан в специальный стаж в льготном исчислении - 1 день службы за 2 дня. Также суд не учел, что в период с ***1999 по ***2000 он работал учителем в лицее и на 0,5 ставки в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ. Установление этого обстоятельства необходимо для разрешения требований о зачете в специальный стаж периода его работы тренером- преподавателем ДЮСШ с ***2002 по ***.2012. Факт его работы в ДЮСШ на 0,5 ставки в качестве тренера-преподавателя параллельно с работой учителем в лицее подтверждается письменными доказательствами и показаниями свидетелей, анализ этих доказательств в решении отсутствует. Полагает, что период его работы в должности тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ должен быть включен в специальный стаж на том основании, что на ***2001 года он имел педагогический стаж более 16 лет 8 месяцев, а также в период с ***1999 по ***2000 работал тренером-преподавателем в МОУ ДОД ДЮСШ на 0,5 ставки. Считает, что на момент обращения за пенсией его специальный стаж составлял более 25 лет.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Управления Пенсионного фонда (Государственного учреждения) Российской Федерации в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области , третьего лица МОУ ДОД ДЮСШ, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области от ***2012 года Алешину Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия специального стажа, в который не включены следующие периоды его работы: с ***1985 года по ***1987 года - период службы в Вооруженных силах и период работы с ***2002 года по ***.2012 года в качестве тренера-преподавателя в ДЮСШ. При этом период службы в Вооруженных силах с ***1985 года по ***1987 года не включен в стаж по причине того, что служба не предусмотрена Списком должностей и учреждений, а период работы с ***2002 года по ***2012 года в качестве тренера-преподавателя в ДЮСШ, поскольку не соблюдены условия, содержащиеся в п. 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
На момент обращения, по мнению пенсионного органа, специальный стаж истца составлял 15 лет 3 месяца 10 дней. Истец просил суд обязать включить в стаж для назначения досрочной пенсии по старости вышеуказанные периоды, причем период прохождения срочной военной службы в составе ВС СССР с ***1985 по ***1987 в льготном исчислении 1 день службы за 2 дня спецстажа(3 года 10 дней).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Алешина Н.В., не установлено.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для этого в рамках ст.27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" Правительство РФ постановлением N 781 от 29 октября 2002 года утвердило Списки работ, профессий, должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, в соответствии с которыми право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью предоставляется не всем лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, а только тем из них, которые работали в определенных должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Правительством РФ. Наименование должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, поименованы в разделах "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" Списка.
При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В пункт 2 раздела "Наименование учреждений" указанного списка включены детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), относящиеся к учреждениям дополнительного образования детей, в пункт 2 раздела "Наименование должностей" включены "директор, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель".
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с *** 1999 г. по *** 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Как установлено судом, специальный стаж Алешина Н.В. составил на ***2001 года 13 лет 8 месяцев. Следовательно, у истца на ***2001 года не имелось необходимого стажа 16 лет 8 месяцев, даже при условии включения в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах с ***1985 года по ***1987 года в календарном исчислении (1 год 6 месяцев 6 дней).
Довод апелляционной жалобы о необходимости включения в специальный стаж периода службы истца в армии по призыву в льготном исчислении(1 день службы за 2 дня работы) противоречит пенсионному законодательству. В подтверждение своего довода истец ссылается на ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Однако, данное положение закона не может быть применено к истцу, поскольку распространяется на военнослужащих при оформлении пенсионных прав по выслуге лет. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, военная служба по призыву засчитывается в стаж в календарном исчислении.
Обоснованно суд первой инстанции, не включая службу по призыву, исходил из Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397, в соответствии с пп. "г" пункта 1 которого, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом пунктом 4 указанного Положения предусматривалось, что время работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с ***.1985 по ***1987 не может быть засчитан в его специальный стаж на основании указанного постановления, поскольку условие зачета данного периода в специальный педагогический стаж, установленное пунктом 4 данного Положения, не соблюдается - у истца не имеется 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Ссылка автора жалобы на то, что суд не учел его работу на 0,5 ставки в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ в период с ***1999 по ***2000, не влияет на законность принятого судом решения, поскольку для включения в педагогический стаж периодов работы истца тренером-преподавателем в ДЮСШ необходимо наличии одновременно двух условий: на *** 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с *** 1999 г. по *** 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Поскольку суд установил, что педагогический стаж истца на ***2001 составляет менее 16 лет 8 месяцев, его работа в должности тренера-преподавателя ДЮСШ не засчитывается в педагогический стаж.
Исходя из правильного анализа пенсионного законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный педагогический стаж истца периода его службы в Вооруженных силах с ***1985 по ***1987 и периода работы с ***.2002 по ***2012 в МОУ ДОД ДЮСШ в должности тренера-преподавателя, и соответственно назначения ему досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
Доводы, приведенные Алешиным Н.В. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алешина Н*** В*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.