Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Ульяниной Э.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 03 августа 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Андронова В*** А*** удовлетворить.
Признать за Андроновым В*** А*** право на получение государственного жилищного сертификата.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области включить Андронова В*** А*** в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище 2011 - 2015".
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., объяснения представителей ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Друзиной В.А., третьего лица - Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Одушкина В.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца Андронова В.А. - Дырдиной Э.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андронов В.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (УФСИН России по Ульяновской области) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности включить его в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В обоснование иска указал, что являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, с ***.1992 проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области. Уволен по п. "ж" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел - по болезни. На момент увольнения имел звание капитана внутренней службы, выслуга лет в календарном исчислении составляла 13 лет 04 месяца 18 дней; в льготном - 17 лет 05 месяцев 21 день. С ***1999 он состоит на диспансерном учёте у психиатра МСЧ УВД по Ульяновской области. ***.1999 признан инвалидом второй группы по психическому заболеванию, с ***2005 указанная группа инвалидности установлена бессрочно. В настоящее время он совместно с супругой, дочерьми и внуками зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире ***, общей площадью 64,51 кв.м, жилой - 39,94 кв.м, дома *** по проспекту Л*** в г. Ульяновске. На основании решения Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19.05.2011 Андронов В.А. восстановлен на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ***1993. Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29.12.2011 Андронову В.А. отказано в удовлетворении иска о внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма с правом на дополнительную жилую площадь в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В апелляционном определении от 16.02.2012, которым было оставлено без изменения названное решение районного суда, указано о праве Андронова В.А. на получение государственного жилищного сертификата. ***.2012 он обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, приложив к заявлению все необходимые документы. Письмом от ***.2012 ответчик уведомил его о невозможности участвовать в программе "Жилище" в связи с отсутствием необходимой выслуги лет, с чем он не согласен.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе Андронову В.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что истец в период с ***1993 по ***2001 с заявлением о включении его в список граждан - участников программы "Государственные жилищные сертификаты" к ответчику не обращался, документов, подтверждающих право на участие в программе в адрес жилищно-бытовой комиссии исправительного учреждения не предоставлял, и соответственно, в списки участников программы не включался. Вывод суда о том, что Андронов В.А. имел право на включение его в число участников программы "Государственные жилищные сертификаты" не соответствует закону, так как участие в программе носило исключительно добровольный характер. При обращении Андронова В.А. ***2012 в УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о включении его в подпрограмму "Жилище" на 2011-2015 годы, у него отсутствовали основания для участия в ней, а именно: необходимая для этого выслуга лет - не менее 10 лет в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Считает необоснованным вывод суда о том, что пункт 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006, распространяется лишь на сотрудников, вновь поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не может ограничивать жилищные права лиц, постановленных на учет до внесения указанных изменений.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Андронова В.А., извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследованными по делу доказательствами установлено, что Андронов В.А. в период с ***1992 по ***.1999 проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области на должностях инженера по организации труда, мастера, старшего мастера, старшего инженера энерго-механического отдела.
***.07.2000 изменены формулировка увольнения Андронова В.А. с п. "з" на п. "ж" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел - по болезни (на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе), а также дата увольнения - на ***1999.
С ***1999 Андронов В.А. состоит на учете у психиатра МСЧ УВД. С ***1999 является инвалидом второй группы по психическому заболеванию, с ***2005 инвалидность указанной группы установлена истцу бессрочно.
Как установил суд первой инстанции, с ***1994 Андронов В.А. в учреждении, где нес службу, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека на основании личного заявления от 07.12.1993.
В дальнейшем Андронов В.А. был незаконно исключен из данной очереди, однако на основании решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от ***2011 - восстановлен с ***1993.
Исследованные материалы дела свидетельствуют о том, что Андронов В.А. на протяжении всего периода времени являлся и является нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтверждено указанным решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от ***.2011 и не оспаривалось представителем ответчика в суде первой инстанции.
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от ***.2011, вступившим в законную силу ***.2012, Андронову В.А. отказано в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области", Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную жилую.
Обращение Андронова В.А. ***2012 к ответчику о включении его в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы было оставлено без удовлетворения по причине отсутствия у истца необходимой для участия в данной программе продолжительности службы в должностях, финансируемых за счет федерального бюджета (не менее 10 лет).
Исследовав по существу фактические обстоятельства дела и оценив совокупность собранных по делу доказательств применительно к нормам законодательства, регулирующим в разные периоды времени спорные отношения, суд первой инстанции правомерно посчитал, что отказ УФСИН России по Ульяновской области включить Андронова В.А. в список лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата, является незаконным, и признал за истцом такое право.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда первой инстанции.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998 N 71 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" предусматривала обеспечение в 1998 - 2002 годах постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей. Программа устанавливала основной механизм обеспечения жильем указанных категорий граждан и определяла основные источники финансирования программных мероприятий, включая государственные средства, собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков.
Согласно пункту 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 N 351, право на получение сертификата имели сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемые со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более (увольняемые или уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями).
Тот факт, что Андронов В.А. проходил службу в уголовно-исправительном учреждении, финансируемом из федерального бюджета (исправительная колония N 4, в настоящее время ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области) представителем ответчика в суде первой и апелляционной инстанции не оспаривался, как и выслуга лет Андронова В.А. - 13 лет 04 месяца 18 дней (в календарном исчислении), 17 лет 05 месяцев 21 день (в льготном исчислении).
В связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда о том, что Андронов В.А., уволенный из уголовно-исполнительной системы 31.10.1999 по болезни, имел право на участие в программе "Государственные жилищные сертификаты", является верным.
Ссылки стороны ответчика на то, что участие в названной программе носило исключительно добровольный характер, а Андронов В.А. желания участвовать в программе не изъявлял, не могут быть приняты во внимание, поскольку вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от ***2011 установлено, что учетное дело истца, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, было уничтожено по вине сотрудников уголовно-исполнительной системы ранее истечения установленного срока его хранения.
Действия истца, на протяжении ряда лет оспаривавшего действия сотрудников учреждения и органа уголовно-исполнительной системы Ульяновской области, свидетельствуют о его желании реализовать гарантированное ему Конституцией Российской Федерации право на жилище.
Именно государственные жилищные сертификаты (их выпуск и погашение) были закреплены в качестве приоритетной формы финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, а также членов их семей, Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 N 1095.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N675 и 12.07.2011 N 561 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а затем - на 2011-2015 годы соответственно.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которым с 01.01.2005 статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу (пункт 10 статьи 33), одновременно было определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Таким образом, поскольку Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ был принят в том числе в целях приведения системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, именно на Российскую Федерацию - с учетом положений статьи 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации, в силу которой вопросы уголовно-исполнительного законодательства, а значит, и правовой статус органов и работников уголовно-исполнительной системы находятся в ведении Российской Федерации, - было возложено бремя ответственности за состояние в сфере социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пунктам 5, 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", на которые содержится ссылка в апелляционной жалобе, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Однако последующее изменение условий, которым должны отвечать бывшие сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, изъявившие желание реализовать свое право на жилище посредством использования государственного жилищного сертификата, не лишает Андронова В.А., проходившего службу на различных должностях (в том числе в отдельные периоды - на должностях, содержащихся за счет средств производства исправительного учреждения) и нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1993 года, возможности получить от государства, провозгласившего право на жилище, поддержку в той форме, которая была закреплена законом и существовала на момент увольнения истца со службы и является актуальной и единственно возможной для сотрудников уголовно-исполнительной системы до сегодняшнего дня.
Иное решение, на котором настаивает ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а именно пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, нельзя будет признать законным, поскольку изменение законодателем условий и форм обеспечения граждан жильем возможно лишь в случае, если посредством их гарантируется сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также реализуется принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования.
Иные, изложенные в апелляционной жалобе доводы, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, материальный и процессуальный закон применены правильно. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 03 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.