Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Логинова Д.А., Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Шаряевой Л.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Насибуллиной Х*** Г*** - Курбаналиева Р*** Р*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 августа 2012 года, по которому постановлено:
В удовлетворении искового заявления Насибуллиной Х*** Г*** к Управлению образования МО "Старомайнский район" о возложении обязанности по предоставлению отдельного жилого помещения отказать.
Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения Насибуллиной Х.Г., а также ее представителя Курбаналиева Р.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Насибуллина Х.Г. обратилась в суд с иском к Управлению образования муниципального образования "Старомайнский район" (далее - МО "Старомайнский район") о возложении обязанности по предоставлению отдельного жилого помещения.
Свои требования мотивировала тем, что на протяжении всей своей педагогической деятельности она работает *** с.Т*** района Ульяновской области, проживает со своими родителями, при этом жильё ей не предоставлялось. Согласно ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" она имеет право на первоочередное предоставление жилой площади. Несмотря на неоднократные обращения к руководителю Управления образования МО "Старомайнский район" с просьбами о предоставлении отдельного жилого помещения, её до настоящего времени жильём не обеспечили.
Суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования "Старомайнский район".
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Насибуллиной Х.Г. - Курбаналиев Р.Р. в апелляционной жалобе просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в иске. Также указывает, что первоочередное предоставление жилого помещения является мерой социальной поддержки, которая должна обеспечиваться за счет бюджета субъекта Российской Федерации, однако средства в бюджете Ульяновской области на эти цели не предусмотрены. Финансирование указанной меры социальной поддержки должно осуществляться также из федерального бюджета, однако суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства стороны истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ, а также в качестве третьего лица Министерства финансов Ульяновской области.
Считает, что истице может быть предоставлено как жилое помещение по договору социального найма (ст.57 ЖК РФ), так и служебное жилое помещение (ст.93 ЖК РФ), либо жилое помещение из маневренного фонда (ст.95 ЖК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Из материалов дела следует, что Насибуллина Х.Г. с 1989 года по настоящее время работает учителем истории и состоит в должности ***.
Истица с 1989 года зарегистрирована в жилом доме по адресу: Ульяновская обл., с.Т***, ул.С***, общей площадью 58,64 кв.м. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности отцу истицы Насибуллову Г.Н., который с супругой - Насибулловой Н.Г. также зарегистрирован и проживает в указанном доме.
Решением Совета депутатов МО "Урайкинское сельское поселение" от 30.09.2011 N*** учетная норма площади жилого помещения для семьи из двух и более членов семьи установлена в размере 12 кв.м., на одного человека - 18 кв.м.
В соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 N 49-30 "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями.
Руководитель Управления образования МО "Старомайнский район" ходатайствовал перед администрацией МО "Урайкинское сельское поселение" о предоставлении Насибуллиной Х.Г. жилого помещения, что подтверждается письмом от 23.12.2011 N ***.
Постановлением Главы администрации МО "Урайкинское сельское поселение" N *** от 16.08.2011 Насибуллиной Х.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что она обеспечена жилым помещением в размере, превышающем учетную норму.
Согласно абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из ч.1 ст.2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 N167-30 "О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области" меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области и работающим в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации или муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
Согласно ст.3 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 N167-30 "О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области" лица, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют право на предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Лица, указанные в статье 2 настоящего Закона и проживающие в жилых помещениях с печным отоплением, вместо предусмотренной частями 1 и 2 настоящей статьи ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату отопления имеют право на предоставление денежной компенсации расходов на оплату приобретаемого твердого топлива и транспортных услуг по его доставке.
Таким образом, истица, являясь педагогом, работающим и проживающим в сельской местности, имеет возможность реализовать право на компенсацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Вместе с тем, ч.1 ст.52 ЖК РФ установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части 2 ст.57 ЖК РФ указано, каким категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Перечень категорий граждан является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
С учетом указанных норм права, принимая во внимание, что истица не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет, а предоставление жилых помещений не находится в компетенции Управления образования МО "Старомайнский район" суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о возможности предоставления истице служебного жилого помещения, либо жилого помещения из маневренного фонда судебной коллегией отклоняются, поскольку п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" не предусматривает предоставления специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы об отказе в привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ судебная коллегия полагает несостоятельными.
Исходя из смысла ст.40 ГПК РФ процессуальное соучастие возможно тогда, когда предметом спора являются общие обязанности нескольких ответчиков и при этом все ответчики признаются лицами, выступающими в качестве одной стороны.
В связи с этим у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов РФ, так как у последнего не имеется общих обязанностей с Управлением образования МО "Старомайнский район", поэтому они не могут выступать в спорном правоотношении в качестве одной стороны.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебной коллегией не усматривается. Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену решения суда, по делу, не усматривается.
В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Насибуллиной Х*** Г*** - Курбаналиева Р*** Р*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.