Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Грудкиной Т.М., Фоминой В.А.,
при секретаре Атногуловой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 24 августа 2012 года, по которому постановлено:
Иск Шишкина А*** И*** к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Шишкина А*** И***, дающего ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 25 октября 1981 года по 20 мая 1983 года, в календарном исчислении.
Признать право Шишкина А*** И*** на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности с 21 февраля 2012 года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Шишкину А*** И*** трудовую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности с 21 февраля 2012 года.
В остальной части иска Шишкина А*** И*** к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., пояснения истца Шишкина А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишкин А.И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указал, что решением ответчика от 29.05.2012 в назначении пенсии ему было отказано из-за отсутствия необходимого специальногостажа. Считает, что необоснованно не были включены в специальный стаж периоды: прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 25.10.1981 по 20.05.1983 в календарном исчислении; работы в должности тренера - преподавателя при профкоме р*** с 24.02.1989 по 16.08.1989; работы в должности учителя физического воспитания в средней общеобразовательной школе N *** г. Ульяновска по совместительству с 01.09.2003 по 31.12.2003; работы в должности учителя физического воспитания по совместительству в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ***" в г. Ульяновске с 01.09.2005 по 31.12.2005, с 01.09.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 27.07.2011. Просил обязать ответчика зачесть указанные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, признать за ним право на назначение указанной пенсии и назначить пенсию с 21.02.2012.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд при рассмотрении дела руководствовался нормативным актом, не подлежащим применению, а именно Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". При этом суд применил указанный нормативный акт не в полном объеме, а выборочно, взяв из него только те положения, которые выгодны истцу. Действующее на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии законодательство не предусматривает возможность включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж работы. Исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочно назначаемой. В то же время, для включения в стаж указанного периода необходимо было, чтобы не менее 2/3 специального стажа приходилось на работу в должностях, учреждениях, организациях, предусмотренных основным Списком (у истца на дату отмены Постановления от 17.12.1959 - на 01.10.1993 такая продолжительность стажа отсутствует). К тому же, условия для назначения пенсий по этому постановлению были менее благоприятными, чем по постановлениям 1991 г. и 2002 г.
В судебное заседание представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для назначения истцу трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности с 21.02.2012 с учетом включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 25.10.1981 по 20.05.1983 в календарном исчислении.
Разрешая спор о включении в специальный стаж истца периода службы в армии по призыву с 25.10.1981 по 20.05.1983, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент прохождения истцом службы, действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, и дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку с учетом включения спорного периода специальный стаж истца составил более 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании и применении пенсионным органом норм материального права, с которым в силу вышеизложенного нельзя согласиться, и повлечь отмену состоявшегося судебного постановления не могут.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 24 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.