Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей - Фоминой В.А., Казаковой М.В.
при секретаре Атногуловой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Елисеева А*** В*** и Елисеевой Л*** В*** на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 16 октября 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Елисеева А*** В*** и Елисеевой Л*** В*** к Администрации муниципального образования "Барышский район" и Администрации муниципального образования "Барышское городское поселение" признании незаконным решения об исключении из участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", возложении обязанности по выдаче именного документа - свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения адвоката Мясникова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елисеев А.В. и Елисеева Л.В. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования "Барышский район" и Администрации муниципального образования "Барышское городское поселение" о признании незаконным решения об исключении из участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", возложении обязанности по выдаче именного документа - свидетельства.
В обоснование иска указали, что их семья в составе трёх человек (муж, жена, дочь) была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.06 N 285, с сентября 2008 года. 29.07.2009 года истцы, достоверно зная о своем праве на получение социальной выплаты, которую они могли направить на погашение долга и процентов по кредиту, взятому на покупку жилья, заключили кредитный договор с Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ о предоставлении ипотечного кредита в сумме 620 000 рублей на приобретение квартиры, расположенной по адресу: Ульяновская область, город Барыш, *** на срок до 29 июля 2024 года. Впоследствии данная квартира была приобретена ими в долевую собственность. Считают незаконной невыдачу их семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку на момент приобретения квартиры их семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и была включена в список участников указанной подпрограммы.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Елисеев А.В. и Елисеева Л.В. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении их исковых требований. Указывают, что суд по своей инициативе изменил основание иска и вынес незаконное решение по измененным исковым требованиям. Полагают, что судом был нарушен принцип юридической стабильности правового положения субъектов права. По мнению авторов жалобы, то обстоятельство, что в 2011 году истец достиг возврата 36 лет, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. На момент приобретения квартиры и заключения ипотечного кредитного договора их семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и была включена в список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату. Возраст супругов учитывается при включении в список претендентов в планируемом году. Считают, что за их семьей должно быть сохранено право на получение социальной льготы.
Истцы Елисеев А.В., Елисеева Л.В., представители ответчика Администрации муниципального образования "Барышский район" и Администрации муниципального образования "Барышское городское поселение", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что семья Елисеевых - Елисеев А.В., ***01.1975 года рождения, Елисеева Л.В., ***.08.1984 года рождения, дочь Елизавета, ***04.2008 года рождения, в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 гг.", на основании решения жилищно - бытовой комиссии администрации МО "Барышский район" от 18 сентября 2008 года была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником программы "Обеспечение жильем молодых семей" "город Барыш".
Согласно протоколу от 21 марта 2011 года комиссией по реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" МО "Барышский район" рассмотрен вопрос о признании молодой семьи Елисеевых участниками указанной подпрограммы. Решением комиссии на основании п. 13 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списков молодых семей - участников программы, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.08.2011 N408-П, семье Елисеевых отказано в признании участниками подпрограммы в связи с достижением одним из супругов возраста 36 лет.
Отказывая в удовлетворении заявления истца, суд первой инстанции исходил из того, что достижение одним из супругов возраста 36 лет является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, в связи с чем пришел к выводу о законности решения об исключении семьи Елисеевых из списка участников программы.
Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания его неправильным не имеется.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, предусмотрен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утвержденными постановлением Правительства РФ N 285 от 13 мая 2006 г.
В соответствии с п. 5 названных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил и наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена новая подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Достижение одним из супругов возраста 36 лет до принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в силу пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, (в рамках реализации программы "Жилище" на 2011-2015 годы), также является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в данной подпрограмме и предоставления ей социальной выплаты.
Постановлением администрации МО "Барышский район" от 12.10.2010 года N1065-А(ред. от 26.04.2011) "Об утверждении ведомственной районной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы на территории МО "Барышский район" определено, что молодая семья - молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Пунктом 13 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списков молодых семей - участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 26.08.2011 N 408-П одним из оснований для исключения молодой семьи из списка участников программы является достижение одним из супругов (родителем в неполной семье) возраста 36 лет.
Поскольку семья истца не соответствует критериям участника программы, а именно условию о возрасте, истец достиг 36 лет, следовательно, вывод суда первой инстанции об обоснованности принятия решения ответчиком об исключении семьи из списка участников программы, является правильным.
Ссылка авторов жалобы на то, что нормативный акт, предусматривающий исключения из участников программы в связи с достижением возраста 36 лет, не может быть применен в отношении семьи истца, как ухудшающий положение, поскольку рассчитывая на социальную выплату, они приобрели жилье, взяв на его приобретение "жилищный кредит", необоснованна. Действовавшие нормативные акты на момент принятия семьи истца в состав участников программы так же устанавливали, что достижение одним из супругов возраста 36 лет является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в программе и предоставления ей социальной выплаты. Доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочному толкованию норм законодательства, регулирующих данное правоотношение.
Кроме того, судом установлено, что в 2009 и 2010 году истцы не подавали заявление о включении их семьи в список получателей свидетельства на субсидию, не представляли документы для подтверждения участия семьи в программе "Жилище" на 2002-2010 годы.
По истечении срока действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 гг." финансирование мероприятий по оказанию государственной поддержки молодым семьям на приобретение или строительство жилья в рамках названной программы прекращено.
В связи с утверждением новой целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы истцами 10.03.2011 подано заявление о включении в список участников указанной программы, но к этому времени Елисеев А.В. достиг возраста 36 лет, что явилось основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 16 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Елисеева А*** В*** и Елисеевой Л*** В*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.