Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Атногуловой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 15 ноября 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Соболевой Л*** Д*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Соболевой Л*** Д*** в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы: с 06.10.1992 по 09.03.1995 в должности медсестрой в травмпункте М*** (в настоящее время медицинская сестра в травматологическом пункте ГУЗ "Ц***).
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Соболевой Л*** Д*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 07.09.2012.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Соболевой Л.Д., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соболева Л.Д. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 07.09.2012 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако ответчиком в назначении такой пенсии отказано из-за недостаточности специального стажа, в который не включен период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 09.03.1995, который был предоставлен во время ее работы в должности медицинской сестры в травматологическом пункте М***. Просила обязать ответчика засчитать в специальный трудовой стаж указанный период и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что согласно общим принципам права в случае наличия норм, регулирующих одни и те же правоотношения, применению подлежат нормы законодательства, принятого по времени позднее. При этом, в случае отсутствия соответствующей правовой нормы во вновь принятом нормативном акте, могут быть приняты во внимание ранее применявшиеся положения, не противоречащие действующему законодательству. Считает, что согласно Разъяснению Минтруда России от 22.05.1996 N5, утвержденному Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992 не подлежит включению в специальный стаж. Правильность позиции Управления подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 N869-О-О.
Дело рассмотрено в отсутствии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании Соболева Л.Д. просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что 07.09.2012 истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области от 14.09.2012 ей отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа, в который ответчиком включено 27 лет 6 месяцев 28 дней (вместо требуемого 30 лет).
Из решения комиссии следует, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 09.03.1995 не засчитан в ее специальный стаж на основании Разъяснения от 22.05.1996 N 5, утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29.
Принимая решение о включении спорного периода в специальный стаж и назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Соболевой Л.Д., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым предусмотрена должность медицинской сестры больниц всех наименований.
Судом установлено, что Соболева Л.Д. в период с 04.10.1985 по 06.09.2012 работала медицинской сестрой в травматологическом пункте М***
Указанный период включен ответчиком в специальный стаж истицы в календарном исчислении, за исключением периода нахождения Соболевой Л.Д. в отпуске по уходу за ребенком - Соболевой А.В., *** марта!% 1992 года рождения, имевшего место после 06.10.1992 ( с 06.10.1992 по 09.03.1995).
Исключение указанного периода из специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обоснованно признано судом неправомерным.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку отпуск истицы по уходу за ребенком в целом (до полутора лет, а затем - до трех лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом статьей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 19,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, спорный период нахождения Соболевой Л.Д. в отпуске по уходу за ребенком правомерно включен судом в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Доводы, приведенные УПФ РФ в Засвияжском районе Ульяновской области выводов суда не опровергают, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.