Судья Ульяновского областного суда Федорова Л.Г.,
при секретаре Власовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО "Контракт плюс" Полежаева А*** Н*** на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 13 декабря 2012 года, которым суд постановил:
Постановление N *** от 16.11.2012г. старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области, и.о. начальника отдела геологического надзора, охраны недр и надзора за охраной атмосферного воздуха Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области Кирпичникова Р.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении директора ООО "Контракт Плюс" Полежаева А*** Н*** оставить без изменения, а жалобу Полежаева А*** Н*** - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска совместно с Госэконадзором по Ульяновской области была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства РФ при размещении твердых бытовых отходов на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Ульяновская область, ОГУСП совхоз "Ульяновский плодопитомнический", в 1300 метрах севернее с. Б***. Деятельность по размещению отходов на данном полигоне осуществляет ООО "Контракт Плюс".
Исполняющим обязанности прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Р*** А.В. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.11.2012 в отношении директора ООО "Контракт Плюс" Полежаева А.Н. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области, исполняющего обязанности начальника отдела геологического надзора, охраны недр и надзора за охраной атмосферного воздуха К*** Р.Е. N *** от 16.11.2012 директор ООО "Контракт Плюс" Полежаев А.Н. привлечен к административной ответственности по ст.8.21 ч.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Полежаев А.Н. обжаловал его в Железнодорожный районный суд.
Рассмотрев жалобу Полежаева А.Н. по существу, судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска вынес указанное выше решение.
Не согласившись с решением районного суда, Полежаев А.Н. подал на него жалобу в Ульяновский областной суд.
В жалобе просит постановление должностного лица и решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Жалобу мотивирует тем, что указанные акты приняты без учета представленных доказательств, содержат противоречия, основаны на неправильном толковании норм права. Законом предусмотрена ответственность за совершение конкретного действия, оказывающего вредное воздействие на атмосферный воздух. Отсутствие специального разрешения при эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух само по себе не является нарушением. Для установления события правонарушения необходимо подтвердить не факт эксплуатации без разрешения таких источников, а конкретный факт выброса без наличия разрешения определенных вредных веществ в атмосферный воздух, оказывающего вредное воздействие на последний. Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Кроме того, для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы. По делу не представлено доказательств события правонарушения и вины общества в его совершении, забор проб атмосферного воздуха и его лабораторный анализ на предмет наличия вредных веществ не производился. Основанием для отнесения объекта к источникам вредного воздействия на атмосферный воздух является не вид объекта и профиль осуществляемой объектом деятельности, а результат лабораторных исследований выбросов веществ, производимых в ходе работы таких объектов и отнесения данных веществ к разряду вредных веществ. ООО "Контракт плюс" выполняет все требования в полном соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха.
В судебное заседание Полежаев А.Н. не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность вынесенного судьей решения, суд находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ административным правонарушением признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Суть правонарушения заключается в том, что при эксплуатации ООО "Контракт плюс" полигона твердые бытовые отходы доставляются на полигон машинами-мусоровозами, при работе которых в атмосферу выбрасываются оксиды азота, углерода, серы, а также углеводороды (керосин) и сажа. В собственности ООО "Контракт плюс" имеется 17 машин: 13-мусоровозов и 4 бортовых машины. При заполнении полигона твердыми бытовыми отходами имеют место выбросы биогаза. Биогаз через толщу отходов и изолирующих слоев грунта выделяется в атмосферу, загрязняя ее. Источниками выбросов являются: автотранспорт и полигон ТБО. ООО "Контракт плюс", имея стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного органами исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду (ст.1).
Из постановления следует, что выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляется обществом без специального разрешения, выдаваемого органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Установив изложенные обстоятельства, суд правомерно отказал в удовлетворении жалобы о признании незаконным и отмене постановления о привлечении директора ООО "Контракт плюс" Полежаева А.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Из экспертного заключения на проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу от 27.02.2012 N *** следует, что в целом по предприятию выявлено 17 ингредиентов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе 4 класса опасности 5 веществ: аммиак, окись углерода, бензин, керосин, углеродные предельные С12-С19.
Вопреки доводам жалобы при таких обстоятельствах дополнительных лабораторных исследований на предмет выброса вредных веществ в атмосферный воздух не требовалось.
Учитывая, что специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует, что свидетельствует о совершении должностным лицом общества правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, поскольку объективную сторону этого правонарушения образует отсутствие специального разрешения у субъектов хозяйственной или иной деятельности, обладающих стационарными, передвижными и иными источниками воздействия на окружающую среду.
Обоснованность привлечения директора ООО "Контракт плюс" Полежаева А.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ сомнений не вызывает, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Доводы жалобы обоснованности выводов суда первой инстанции, не опровергают.
При таких обстоятельствах, нахожу постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области и решение судьи законными и обоснованными, оснований для удовлетворения жалобы и их изменения не усматриваю.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 13 декабря 2012 года оставить без изменения, а жалобу директора ООО "Контракт плюс" Полежаева А*** Н*** - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.