Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Федоровой Л.Г., Полуэктовой С.К. ,
при секретаре Шаряевой Л.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01 октября 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Прокурора Карсунского района удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области, выраженные в неисполнении возложенных на них обязательств по содержанию и ремонту расположенной на территории МО "Карсунский район" межмуниципальной автомобильной дороги "Барыш-Инза-Урено-Карлинское", находящейся в собственности Ульяновской области.
Обязать Правительство Ульяновской области произвести ремонт расположенной на территории МО "Карсунский район" межмуниципальной автомобильной дороги "Барыш-Инза-Урено-Карлинское", а именно: нанести горизонтальную дорожную разметку с 86 км. по 141+335 км в соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-93, устранить выбоины на асфальтовом покрытии на 110+900 км дороги, установить дорожные знаки в соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 50597-93.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Правительства Ульяновской области - Гусевой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки автомобильной дороги "Барыш - Инза - Карсун - Урено-Карлинское" были выявлены нарушения требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, выразившиеся в том, что участок указанной дороги, расположенный в пределах территории МО "Карсунский район", не соответствует требованиям п.п. 3.1, 4.1., 4.2., 4.5 ГОСТ Р 50597-93, а именно:
1. отсутствует, предусмотренная проектом организации дорожного движения, горизонтальная дорожная разметка 1.2.1 ПДД РФ с 86 км. по 141+335 км.
2. отсутствуют, предусмотренные проектом организации дорожного движения, дорожные знаки 6.12 ПДД РФ на 86+391 км., 6.12 ПДД РФ на 86+721 км, 2.3.3 ПДД РФ на 87+489 км, 2.3.2 ПДД РФ на 87+889 км, 7.11 ПДД РФ на 88+191 км, 2.3.1 ПДД РФ на 88+526 км. 2.3.1 ПДД РФ на 90+ 150 и 90+550 км., 3.20 ПДД РФ на 91+000 км, 3.21 ПДД РФ на 91+170 км, 3.21 ПДД РФ на 91+250 км., 3.20 ПДД РФ на 91+420 км., 3.20 и 3.21 ПДД РФ на 91+780 км., 2.3.3 ПДД РФ на 91+780 км., 3.20 ПДД РФ на 92+139, 164, 640, 955 км. 6.11 ПДД РФ на 92+277 км. и 92+316 км., 2.3.1 ПДД РФ на 92+452км. 2.3.2 ПДД РФ на 92+ 366 км., 3-20 ПДД РФ на 93+334, 359, 806, 831 км. 2.1 ПДД РФ на 93+ 793км, 3.13 ПДД РФ на 93+831 км, 1.14 ПДД РФ на 94+426 км, 2.1 ПДД РФ на 94+566, 619, 723, 773 км. 3.20 ПДД РФ на 94+615,736 км, 3.20 ПДД РФ на 95+23, 48, 135, 160, 436, 665, 775км, 2.1 ПДД РФ на 95+10, 60, 172, 122, 473, 832. 762 км, 2.3.3 ПДД РФ на 95+967км, 3.20 ПДД РФ на 96+155, 930км. 2.3.2 ПДД РФ на 96+367 км, 2.3.3 ПДД РФ на 96+714км, 3.21 ПДД РФ на 96+930 км, 3.20 ПДД РФ на 97+310 км. 3.21 ПДД РФ на 97+310км. 1.22 ПДД РФ на. 98+68км.; 3.20 ПДД РФ на 98+330 км, 3.21 ПДД РФ на 98+330км ... 7.11 ПДД РФ на 98+219 км, 7.11 ПДД РФ на 99+19, 44 км, 3.20 ПДД РФ на 99+44 км, 2.3.1 ПДД РФ на 100+105км, 1.22 ПДД РФ на 100+148км ... 3.21 ПДД РФ на 100+600 км, 3.20 ПДД РФ на 101+270, 655, 840км, 3.21 ПДД РФ на 101+270, 840, 655 км, 3.20 ПДЦ РФ на 102+171,196км, 3.20 ПДД РФ на 103+75,291,877км, 3.21 ПДД РФ на 103+75,290 км, 2.3.1 ПДД РФ на 103+689км, 2.3.1 ПДД РФ на 104+89,388 км,3.20 ПДД РФ на 104+230, 576, 874км, 7.2 ПДД РФ на 104+874 км, 3.21 ПДД РФ на 105+140 км. 3.20 ПДД РФ на 105+360 км, 2.3.1 ПДД РФ на 105+859км, 2.3.1 ПДД РФ на 106+99, 509 км, 3.21 ПДД РФ на 109+820км. 3.20 ПДД РФ на 109+820км, 1.11.1 ПДД РФ на 111+144 км, 3.2.1 ПДД РФ на 111+344, 829 км, 3.21 ПДД РФ на 111 + 829, 344 км, 1.11.2 ПДД РФ на 112+29,544 км, 3.21 ПДД РФ на 112+250км,3.20 ПДД РФ на 113+314км, 3.21 ПДД РФ на 113+314км, 2.3.1 ПДД РФ на 113+600км, 1.22 ПДД РФ на 113+650 км, 5.16 ПДД РФ на 113+789км, 5.25 и 5.26 ПДД РФ на 113+650 км, 2.3.1 ПДД РФ на 114+33,70 км, 5.25 ПДД РФ на 114+353, км, 3.20 ПДД РФ па 114+350 км, 3.20 на 115+260, 285, 675 км, 1.13 ПДД РФ на 115+500км, 2.3.1 ПДД РФ на 116+250, 655 км, 2.3.5 ПДД РФ на 117+432км, 2.3.2 ПДД РФ на 117+573, 825км, 2.3.3 ПДД РФ на 117+466, 825км, 2.1 ПДД РФ на 118+452, 578, 672, 817, 873, 923, 867 ,722, 628, 502 км, 2.1 ПДД РФ 119+722, 782, 592, 455 км., 3.20 ПДД РФ на 119+770 км, 2.1 ПДД РФ на 120+26, 710, 772 км, 3.24 ПДД РФ на 120+718 км, 3.18.1 ПДД РФ на 121 + 10 км, 3.20 ПДД РФ на 121+83 км, 5.19.1 и 5.19.2 ПДД РФ на 121+421, 425 км, 2.1 ПДД РФ на 121+610, 645, 771, 821, 660, 695 км, 2.1 ПДД РФ на 122+153, 406, 456, 203км, 3.20 ПДД РФ на 122+444 км, 3.20 ПДД РФ на 323+82, 713 км, 6.10.1 ПДД РФ на 123+725 км., 3.20 и 3.21 ПДД РФ на 124+550 км, 3.20 ПДД РФ на 125+110, 265 ,500 км, 3.20 и 3.21 ПДД РФ на 126+500 км, 1.34.2 ПДД РФ на 127+460, 480, 500, 520 км, 1.34.1 ПДД РФ на 127+460, 480, 500, 520 км., 1.12.2. ПДД РФ на 128+621км, 3.20 ПДД РФ на 128+263, 621 км, 1.11.2 ПДД РФ на 129+441 км, 1.12.2 ПДД РФ на 129+486 км ... 1.13 ПДД РФ на 130+420 км, 3.20 ПДД РФ на 130+870 км, 3.21 ПДД РФ на 131+650км, 1.14 ПДД РФ па 131+850км, 2.3.1 ПДД РФ на 133+143,543 км, 3.20 и 3.21 ПДД РФ на 133+790 км, 3.20 и 3.21 ПДД РФ на 134+855 км, 3.20 и 3.21 ПДД РФ па 134+180 км, 3.20 ПДД РФ на 135+61,228 км, 3.20 и 3.2 I ПДД РФ на 136-560 км, 3.20 и 3.21 ПДД РФ на 137+705 км, 3.20 и 3.21 ПДД РФ на 138+55,420 км? 3.20 и 3.21 .ПДД РФ на 139+845 км, 3,20 и 3.24 ПДД РФ на 140+895 км, 3.20 и 3.24 1.1ПДД РФ на 141+45 км, 7.4 и 7.9 ПДД РФ на 141+250 км, 3.24 и 5.16 ПДД РФ на 141+275 км.
3. с 86 км. по 141 км. +335 отсутствуют дорожные знаки 6.13 ПДД РФ;
4. на 90+100 км. имеется отдельная выбоина длиной 200 см, шириной 190 см, глубиной 8 см.;
5. на 137+100 км, 111+200 км, 112+250 км, 110+900 км множественное разрушение, в виде выбоин на асфальтобетонном покрытии.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 N 431-П, автодорога "Барыш - Инза - Карсун - Урено-Карлинское", имеющая идентификационный номер ***, является межмуниципальной, следовательно, находится в собственности Ульяновской области и состоит на балансе ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".
Бездействие ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" и Правительства Ульяновской области создает предпосылки для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил признать незаконным бездействие ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" и Правительства Ульяновской области, выраженное в неисполнении возложенных на них обязательств по содержанию и ремонту межмуниципальной автомобильной дороги "Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское", расположенной на территории муниципального образования "Карсунский район"; обязать ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" и Правительство Ульяновской области произвести ремонт указанной автомобильной дороги, а именно: нанести горизонтальную дорожную разметку, установить дорожные знаки, устранить выбоины на асфальтовом покрытии на 110+900 км автодороги.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, ООО "Симбирскавтодор", ОАО "Ульяновскавтодор", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - УМВД России по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области в лице своего представителя по доверенности Е.Н. Гусевой, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Жалобу мотивирует тем, что Правительство Ульяновской области в силу действующего законодательства не является надлежащим ответчиком по данному делу. Ответственность за ненадлежащее содержание спорной автодороги должно нести ООО "Симбирскавтодор", которое в соответствии с контрактом, заключенным с ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" 10.01.2012, приняло на себя обязательства по выполнению работ по содержанию вышеуказанной автодороги, обеспечению круглосуточного, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств и своевременному устранению повреждений и разрушений автомобильной дороги в сроки, предусмотренные ГОСТ Р50597-93. Согласно п.6.7 этого контракта исполнитель несёт полную материальную ответственность в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий контракта, не обеспечения установленного уровня содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и безопасности дорожного движения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что автомобильная дорога Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское Карсунского района Ульяновской области, имеющая идентификационный номер ***, является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения и находится в собственности Ульяновской области.
В настоящее время дорога нуждается в ремонте, поскольку имеет выбоины, затрудняющие движение транспортных средств на 110+ 900 км, отсутствует горизонтальная разметка с 86 км по 141 + 335 км, отсутствуют дорожные знаки, то есть ее состояние не соответствует требованиям п.п. 3.1, 4.1, 4.2, 4.5 ГОСТ Р 50597-93.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч.5 ст.6 ФЗ N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009г. N 431-П, автомобильная дорога Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское Карсунского района Ульяновской области являет дорогой общего пользования регионального значения и находится в собственности Ульяновской области.
Согласно ч.3 ст.6 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995г. N 196-ФЗ субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Как следует из Устава Ульяновской области, Правительство Ульяновской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области. Правительство Ульяновской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ульяновской области, управляет и распоряжается государственной собственностью Ульяновской области в соответствии с законами Ульяновской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ульяновской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С учетом данных норм закона, установив, что выявленные нарушения в состоянии автомобильной дороги не только создают неудобства движению автотранспорта, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан, суд первой инстанции правомерно возложил ответственность по их устранению на собственника дороги - Ульяновскую область в лице Правительства Ульяновской области.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы Правительства Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, приводились и при разбирательстве дела в суде первой инстанции, и им в решении районным судом дана надлежащая правовая оценка, сомневаться в правильности которой оснований у вышестоящего суда не имеется.
Довод жалобы, в том числе и о полномочиях Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, не имеет правового значения, поскольку иск прокурором заявлен именно в отношении бездействия со стороны Правительства области и обязании принять меры, вытекающие из полномочий Правительства области.
Согласно п.п. 1.9., 2.1. Положения о Министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области оно наделяется имуществом из собственности Ульяновской области на праве оперативного управления, осуществляет управление содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего регионального пользования или межмуниципального значения в пределах средств, выделенных из федерального бюджета и областного бюджета Ульяновской области. То есть формирование бюджета на управление дорожным хозяйством не относится к компетенции названного Министерства.
Согласно ст.ст.1,8,9 Закона Ульяновской области "О Правительстве Ульяновской области" исполнительную власть в Ульяновской области осуществляет Правительство Ульяновской области, которое полномочно управлять и распоряжаться собственностью Ульяновской области, разрабатывать проекты областного бюджета и обеспечивать его исполнение.
Наличие договорных отношений между ОГУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" и ООО "Симбирскавтодор" также не может свидетельствовать об освобождении собственника от обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества и от контроля за выполнением обществом возложенных на него функций.
Содержание и ремонт автомобильных дорог охватывается понятием организации дорожной деятельности, которая в отношении межмуниципальных дорог относится к компетенции органа государственной власти субъекта РФ.
Судебная коллегия полагает, что суд постановил решение, исходя из установленных по делу обстоятельств, материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.