Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Аладина П.К. и Нефедова О.Н.
при секретаре Мерчиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 28 ноября 2012 года, по которому постановлено:
Иск Никифорова Е*** Н*** удовлетворить:
- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Никифорову Е*** Н*** в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период его работы с 29.08.1983 по 02.07.1998 в должности авиатехника в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО Авиакомпания "Симбирск-АЭРО";
- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Никифорову Е*** Н*** с 09.09.2012 (по достижении возраста 55 лет) досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом вышеуказанного периода работы.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения Никифорова Е.Н., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы и полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никифоров Е.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с достижением 09.09.2012 возраста 55 лет он 03.09.2012 обратился в УПФ РФ в Железнодорожном районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как работавший в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в должности авиатехника не менее 20 лет и имеющий страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Однако решением комиссии УПФ РФ в Железнодорожном районе от 25.09.2012 N 892 ему было отказано в назначении пенсии в связи с невключением в специальный трудовой стаж периода его работы с 29.08.1983 по 02.07.1998 в должности авиатехника в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованного в АО Авиакомпания "С***".
Решение пенсионного органа является незаконным, поскольку в указанный период он работал в должности авиатехника в течение полного рабочего дня без простоев и другие виды работ не выполнял. Его работа заключалась в техническом обслуживании воздушных судов на аэродроме. Ангаров и специальных помещений для самолетов на аэродроме не было.
Истец просил обязать ответчика включить указанный период его работы в специальный трудовой стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - 09.09.2012.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда и просит его отменить. При этом указывает, что суд не принял во внимание довод ответчика об отсутствии доказательств, подтверждающих занятость истца на работе с вредными условиями труда в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80 процентов рабочего времени. В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555) льготный характер работы может подтверждаться только документально.
Представленные истцом доказательства подтверждают лишь факт его работы в качестве авиатехника, но не подтверждают его занятость полный рабочий день на работах по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, а также незанятость во внеаэродромных условиях и специально оборудованных помещениях. Указанные обстоятельства могут подтверждаться справками соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Однако суд в нарушение установленных правил принял во внимание свидетельские показания Н*** В.А., а также материалы его пенсионного дела, что не может считаться допустимыми доказательствами.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" свидетельскими показаниями возможно подтверждение только общего (страхового), но не специального стажа, даже при условии утраты документов не по вине работника. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Кроме того, пенсия не могла быть назначена судом с момента обращения истца в пенсионный орган, поскольку к моменту обращения он не представил все необходимые документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ, в связи с чем ему правомерно было отказано в назначении пенсии.
Представитель УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Доказательств уважительности причин отсутствия не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как видно из материалов дела, Никифоров Е.Н. 09.09.2012 достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж более 25 лет. 03.09.2012 Никифоров Е.Н. обратился в УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Железнодорожном районе N *** от 25.09.2012 Никифорову Е.Н. отказано во включении в специальный трудовой стаж периода его работы в должности авиатехника в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованного в АО Авиакомпания "С***" с 29.08.1983 по 02.07.1998.
При этом пенсионный орган в ходе рассмотрения дела не оспаривал, что специальный стаж работы Никифорова Е.Н. без учета указанного периода составляет 15 лет 11 мес. 01 дн.
Согласно подп. "и" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459.
Правом на льготное пенсионное обеспечение на основании названного Списка пользуются авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, инженеры всех наименований.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
До вступления в силу Постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412.
Согласно п. 11 названного Положения пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначались: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516), предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что Никифоров Е.Н. в период с 29.08.1983 по 02.07.1998 в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации (переименованном впоследствии в АО Авиакомпания "С***") выполнял работу авиатехника, которая в соответствии с приведенными выше правовыми актами давала ему право на назначение пенсии по выслуге лет.
При таких обстоятельствах, суд правомерно обязал ответчика включить спорный период работы Никифорова Е.Н. в специальный трудовой стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента достижения возраста 55 лет - 09.09.2012.
Доводы, приведенные Управлением ПФР в Железнодорожном районе г. Ульяновске в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Из материалов дела следует, что льготно-уточняющая справка с места работы не была представлена Никифоровым Е.Н. в пенсионный орган по независящим от него обстоятельствам - в связи с тем, что его работодатель - Ульяновский объединенный авиаотряд Приволжского управления гражданской авиации (переименованный в АО Авиакомпания "С***") 20.07.2000 был ликвидирован на основании определения Арбитражного суда Ульяновской области о завершении конкурсного производства.
С учетом данного обстоятельства суд обоснованно принял другие представленные Никифоровым Е.Н. доказательства его работы в должности авиатехника по обслуживанию авиационной и радиоэлектронной системы воздушных судов с 29.08.1983 по 02.07.1998 в течение полного рабочего дня в аэродромных условиях и незанятости его на работе во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях.
Указанные обстоятельства были подтверждены не только показаниями свидетелей Н*** В.А. и Г*** С.А., которые работали вместе с Никифоровым Е.Н. в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации (АО Авиакомпания "С***"), но также другими доказательствами по делу, в частности, материалами пенсионного дела Н*** В.А., которому в связи с его работой в данной организации также была назначена досрочная трудовая пенсия; записями в трудовой книжке Никифорова Е.Н., из которых следует, что в спорный период он нигде по совместительству не работал, был оформлен на должность авиатехника на полную ставку; архивной выпиской от 27.11.2012 об отсутствии приказов по личному составу Ульяновского объединенного авиаотряда Приволжского управления гражданской авиации (АО Авиакомпания "С***"), свидетельствующих о выполнении Никифоровым Е.Н. трудовых обязанностей в течение неполного рабочего дня; архивными справками об отработанных Никифоровым Е.Н. рабочих часах за период 1983-1998 гг. и лицевыми счетами за тот же период с указанием размера начисленной истцу заработной платы; наблюдательным делом ОГУП "А***" из УПФ РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска, в котором имеется Перечень должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включающий в себя, в том числе, и должности авиационных техников.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что выводы суда о характере работы Никифорова Е.В. основаны только на свидетельских показаниях, является необоснованным. При установлении характера работы истца суд оценивал показания свидетелей в совокупности с другими представленными по делу письменными доказательствами.
Другие доводы апелляционной жалобы также не могут повлечь отмену решения суда.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, действующее законодательство связывает назначение пенсии с возникновением права на нее, а поскольку судом установлено, что на 09.09.2012 истцом соблюдены установленные действующим законодательством условия назначения льготной пенсии (у него имелся необходимый специальный и общий трудовой стаж и он достиг 55-летнего возраста), суд правомерно назначил ему пенсию с 09.09.2012.
В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 28 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.